Найти в Дзене

Бюро технической инвентаризации (БТИ): что это, услуги, цены

Оглавление

Каждая страна стремится к тому, чтобы данные о недвижимости, которая имеется на ее территории, были систематизированными. Внесение в единую базу информации о недвижимых объектах позволяет избегать судебных споров и прочей юридической неразберихи. Именно для таких целей и требуется работа БТИ.

В статье мы рассмотрим, для чего нужно БТИ и что это за организация, кому подчиняется, в каких случаях обращаться, какие документы можно получить и как это сделать, сколько стоят услуги.

БТИ: что это и чем занимается

БТИ – это бюро технической инвентаризации. Основная функция службы – поддержка базы данных по различным недвижимым объектам. БТИ имеет государственную аккредитацию.

В базу БТИ вносят данные, которые касаются всех недвижимых объектов. Речь идет даже о тех объектах, которые находятся на стадии строительства. В базе службы можно найти офисные помещения, производственные помещения, участки земли, квартиры, дачи, хозяйственные постройки, коттеджи, частные дома и т. п. Все характеристики расписываются детально. Поэтому благодаря базе о том или ином объекте можно узнать практически все: состояние постройки, дату закладки фундамента, предполагаемое время эксплуатации и т. п.

Услуги БТИ:

  1. Выдача гражданам справок и технической документации (включая технические паспорта на недвижимость). Эти документы могут потребоваться для оценки стоимости или регистрации права.
  2. Предоставление выписок из базы данных. Выписки необходимы для того, чтобы получить полное представление об объекте недвижимости.
  3. Предоставление консультаций, касающихся различных юридических процедур с недвижимостью.
  4. Регистрация перепланировок.
  5. Проверка состояния зданий, которые вносятся в базу данных БТИ.

БТИ может проводить разные виды инвентаризации. Эти функции официально разрешены действующим законодательством РФ.

Полномочия БТИ:

  1. Внеплановые проверки. Особое внимание уделяется объектам, которые были реконструированы. Объекты, подвергшиеся реконструкции, могут представлять опасность для людей, которые в них живут или работают. Поэтому без инспекции со стороны компетентных специалистов не обойтись. Внеплановые проверки также касаются слишком старых зданий.
  2. Первичные осмотры. Как правило, речь идет о новостройках. Инженеры вносят в технические паспорта результаты обмеров.
  3. Плановые инвентаризации. В таких условиях решаются следующие задачи: определение местоположения объекта на земельном участке, соответствие технических характеристик паспортным показателям, оформление документации для заключения сделок. Плановая инвентаризация проводится не реже 1 раза в 5 лет.

Структура БТИ и кому подчиняется

БТИ имеет так называемую линейно-функциональную структуру. Во главе стоит директор. Ему подчиняются главный инженер, главный бухгалтер и руководители различных отделов.

В БТИ действуют целые подразделения, функции которых сводятся к автоматизации процесса учета и работы с клиентами. АО «Ростехинвентаризация» (РТИ) – самая большая организация структуры БТИ. У РТИ большое количество филиалов, которые разбросаны по всей стране.

Филиалы БТИ могут подчиняться органам федеральной, региональной или местной власти, которые выступают в качестве учредителей бюро. В процессе работы бюро технической инвентаризации активно сотрудничает с комитетами по землеустройству, органами Росреестра, управляющими компаниями, архитектурными комиссиями, судебными органами, кредитными организациями, нотариусами и страховыми компаниями. Это позволят вносить в базу максимально полную и точную информацию.

В чем разница между БТИ и Росреестром

Многие люди полагают, что между БТИ и Росреестром нет различий. Это заблуждение. У представленных служб разные функции.

БТИ специализируется исключительно на описании характеристик недвижимых объектов (стоимость, год постройки, состояние и т. п.). Росреестр же нацелен на регистрацию прав собственности за юридическими или физическими лицами. Зарегистрировать ту или иную собственность в БТИ невозможно. Здесь можно получить только справочную информацию.

Когда требуется обращение в БТИ

Как уже было сказано выше, в БТИ можно получать всевозможные справки и выписки. Бюро пригодится при покупке или продаже недвижимости.

Когда обращаются в БТИ:

  1. Необходимо купить жилплощадь. Важно удостовериться в том, что жилплощадь юридически чиста. Клиент получает информацию о наследниках, о собственниках, а также о прописанных на жилплощади гражданах. Помимо прочего, в бюро можно узнать, находится ли квартира под арестом.
  2. Возникла потребность в проведении перепланировки. В БТИ проверят желаемый план. Если он не нарушает государственные нормы (а они достаточно строгие), клиент получает разрешение на перепланировку. После всех ремонтных работ специалисты от БТИ обязательно проверят, как именно была проведена перепланировка. Обновленная информация будет внесена в технический паспорт квартиры.
  3. Нужно ознакомиться с планом участков земли на какой-то территории. Отличный способ решить земельный спор с соседями. Например, в БТИ часто обращаются дачники, поскольку многие жители частного сектора не соблюдают границы (либо по незнанию технической документации, либо по своей прихоти).
  4. Нужно узнать, где именно находится тот или иной объект. Клиент получает точный адрес объекта.
  5. Необходимо поменять назначение помещения. Например, нежилое помещение может стать жилым и наоборот. Для проведения таких ремонтных работ в БТИ следует получить специальную справку.
  6. Следует узнать рыночную стоимость жилплощади. Такие услуги требуются при продаже или покупке, при оформлении залога. Оценщики от БТИ проверят такие факторы, как дату постройки дома, используемые материалы, стоимость строительных работ, расположение жилплощади и т. п.

Какие документы и справки выдает БТИ

Бюро технической инвентаризации оформляет широкий спектр документов. Все они могут потребоваться для проведения различных сделок с недвижимыми объектами.

В БТИ можно получить:

  1. Технический паспорт. Здесь содержатся все данные о конкретной жилплощади или о здании: юридический статус, собственность, площадь, планировка, этажность, адрес, расположение инженерных коммуникаций. При заказе выписки можно уточнить, какая именно информация нужна.
  2. Поэтажный план. Здесь показано, какие квартиры находятся на каждом этаже здания. Расписаны ключевые характеристики всех помещений.
  3. Экспликация. Документ предоставляется в виде таблицы. Здесь отражают площадь квартиры, площадь отдельных комнат, высоту потолков.
  4. Технический план. Здесь отображают используемые строительные материалы, год возведения дома, состояние дома, назначение.
  5. Архивные справки. Такие справки важны для проверки истории того или иного здания. Например, благодаря им можно убедиться в том, что на жилплощади нет никаких обременений.
  6. Межевой план. В нем отображаются границы земельных участков.
  7. Заключение о перепланировке. БТИ дает разрешение на изменение изначального плана жилплощади.
  8. Отчет об оценке недвижимости. Может быть представлена кадастровая, рыночная или инвентаризационная стоимость (в зависимости от специфики ситуации). В документе также будет изложено, как именно проводилась оценка.
  9. Справка об идентификации адреса. Документ подтверждает, что объект располагается по тому или иному адресу. Суть в том, что иногда названия улиц и номера домов меняются. Важно удостовериться в том, что адрес точен.

Кто может оказывать кадастровые услуги, кроме БТИ

Кадастровые услуги, помимо БТИ, сегодня могут предоставлять кадастровые инженеры или частные компании, работающие в описываемой сфере. Соответствующие коррективы были внесены в Федеральный закон № 221 «О государственном кадастре» в 2012 году. Единственный недостаток частных БТИ в том, что у них нет права выдавать технические паспорта. Все остальные процедуры имеют ту же юридическую силу, что и у государственного БТИ.

Почему люди иногда выбирают частные БТИ:

  1. Быстрое выполнение заказов. Частное БТИ нацелено на получение максимальной прибыли, поэтому за клиентов здесь борются.
  2. Качественный сервис. Он обуславливается опять же борьбой за клиентов в условиях острой конкуренции.

Как заказать документы в бюро инвентаризации

Обратиться в БТИ может любой совершеннолетний гражданин Российской Федерации. Получить ту или иную справку в бюро можно в онлайн-режиме. Для этого придется зарегистрироваться на сайте «Госуслуги».

Как обратиться в БТИ через портал «Госуслуги»:

  1. Открываем личный кабинет.
  2. Выбираем раздел «Мои документы».
  3. Выбираем сферу оказания услуг. В определенных регионах некоторые услуги недоступны. Следовательно, в появившемся перечне их не будет.
  4. Выбираем населенный пункт.
  5. Заполняем бланк. Все поля стандартные: паспортные данные, адрес объекта, телефонный номер, e-mail.
  6. Указываем цель получения документа (перепланировка, продажа и т. п.). В примечаниях также можно указать, сколько потребуется экземпляров справки.
  7. Оплачиваем государственную пошлину. Оплату можно провести с любой банковской карты в онлайн-режиме. Если какой-то документ нужен срочно, можно внести дополнительную плату. В этом случае справку подготовят максимально быстро. Цены справок указаны на сайте. Также помните о том, что некоторые справки выдаются бесплатно.

Сотрудники БТИ могут отказать в выдаче той или иной справки. Популярные причины для отказа: неполный набор документов, наличие ошибок в документах. Каждый отказ должен быть предоставлен в письменном виде с максимально подробным изложением причин. Если клиент посчитал отказ неправомерным, он имеет право обратиться в судебную инстанцию.

У каждого гражданина есть возможность обращаться в офисы БТИ лично. В крупных населенных пунктах РФ есть региональные филиалы БТИ. Некоторые справки БТИ также можно получать через МФЦ.

Необходимые документы при обращении в БТИ:

  1. Заявление на получение документа. Можно оформить прямо в офисе.
  2. Паспорт РФ.
  3. Доверенность, которая заверена нотариусом. Такие доверенности требуются исключительно в тех случаях, когда от имени какого-либо гражданина в БТИ обращается третье лицо.
  4. Свидетельство о рождении, если справку оформляют от имени несовершеннолетнего лица.
  5. Свидетельство о регистрации брака, если клиент состоит в браке.
  6. Завещание, если клиент вступает в наследство, или же любой другой документ, который подтверждает наследственные права.
  7. Квитанция об оплате стоимости справки. Как правило, любые справки можно оплачивать прямо в офисах БТИ.

Практически во всех офисах БТИ и МФЦ есть копировальная техника. Поэтому с распечаткой документации проблем не возникнет. После передачи документов клиент должен получить выписку о том, что документация была принята. В выписке указан номер обращения. По этому номеру очень легко отслеживать затребованные справки.

Сроки получения документов в БТИ

Заявление в БТИ запускается в обработку спустя 14 дней после получения. Как правило, подготовка затребованных клиентом документов длится от 2 до 4 недель с момента уплаты пошлины. У каждой справки есть собственный срок действия (от 30 дней до 5 лет). Информацию о сроках той или иной документации можно получить на сайте БТИ. Технический паспорт – это единственный документ без срока действия.

Стоимость услуг БТИ

Стоимость услуг БТИ разнится от региона к региону. Все будет зависеть от специфических характеристик конкретной ситуации.

Примерная стоимость услуг БТИ по России:

  • справка формы № 5 – от 200 до 250 руб.;
  • справка формы № 4 – от 200 до 250 руб.;
  • справка формы № 3 – от 200 до 250 руб.;
  • справка формы № 8 – от 200 до 250 руб.;
  • справка формы № 11 – от 500 до 800 руб.;
  • определение инвентаризационной стоимости – от 500 до 700 руб.;
  • определение адреса объекта – от 400 до 600 руб.;
  • справка о техническом состоянии объекта – от 100 до 300 руб.;
  • внесение адреса в реестр – 20–30 руб. за 1 адрес;
  • справка для государственной комиссии по приему объектов – бесплатно.

Предназначение БТИ – поддержка базы данных по различным недвижимым объектам. В бюро технической инвентаризации можно получать всевозможные справки о той или иной недвижимости. Получение документации осуществляется как в онлайн-режиме, так и в офисах БТИ. От Росреестра БТИ отличается тем, что здесь невозможно зарегистрировать право собственности. Помимо государственных БТИ, в стране также официально работают частные компании, предоставляющие кадастровые услуги.

Больше статей по недвижимости вы можете найти в нашем блоге.
Подобрать недвижимость или разместить свое объявление о продаже квартиры можно здесь.