К каким автомобилям, производящимся в нашей стране, мы привыкли? Приевшимся, местами скучным, с рубленым дизайном, сильно уступающий иномаркам своего времени. Но ведь у нас всегда были талантливые дизайнеры, верно? Так куда пошёл их талант? В автомобили, которые к большому сожалению, не увидел свет.
История одного из самых приметных концептов в истории отечественного автомобилестроения начинается в 1995 году. Перед группой инженеров поставили задачу создать просторную и удобную машину в компактных габаритах, да ещё и с футуристичной внешностью. Так начался путь по созданию «российского космолёта» Лада «Рапан». Первый макет нового автомобиля был готов в мае 1995 года, но работы по нему резко прекратились. Большая часть дизайнеров была перенаправлена на работу с перспективным ВАЗ-2123, который в будущем станет Chevrolet Niva. Но уже через пару лет работы возобновили.
Автомобиль представлял из себя трубчатый каркас, опирающийся на раму, поверх которого были смонтированы стеклопластиковые панели удивительных форм. Классическое решение для российских концепт-каров тех лет. Электродвигатель мощностью 34 лошадиных сил и аккумуляторы, размещённые под полом, позаимствовали у другого концепта ВАЗ-1152 «Эльф», позволяющий автомобилю массой 1470 килограмм, разгоняться до 90 километров в час. Не лучшим решением в плане безопасности, но отличным в плане дизайна стали «суицидальные» двери, открывающиеся против движения.
Передние сиденья «Рапана» могут вращаться на 180 градусов, а задние имеют продольную регулировку. Огромная площадь остекления и окошки в нижних частях дверей, обеспечивали прекрасную обзорность и делали салон «воздушным». Именно эти факторы горячо оценили на Парижском автосалоне в 1998 году. Это был настоящий глоток свежего воздуха для Европейских экспертов. Но, как часто бывало в те годы, руководство завода посчитало, что такие новшества нашим людям не нужны, да и конечная стоимость автомобиля делала его нерентабельной.
Это был один из ярких примеров того, что у нас были, есть и будут талантливые инженеры и дизайнеры, а интересные и качественные отечественные автомобили лишь вопрос финансирования, согласны?