Найти тему
Отдел угнетения Lesta

С-51 - Статуя бессильной злобы

Приветствую, товарищи танкисты, Отдел угнетения Wargaming (или уже Лесты) на связи!

Сегодня речь пойдёт не столько о конкретной машине, сколько о наболевшем, так что кто любит читать мой "Плач ярославны" можете потирать руки в предвкушении, а остальным - сочувствую, воды будет много.

С-51 - картинка, просторов интернета.
С-51 - картинка, просторов интернета.

А поговорим мы о такой острой и болезненной теме каждого танкиста, как класс САУ или, что куда привычнее, об арте. Писать о том, какой великой и ужасной, нагоняющей страх на весь рандом она была, смысла не вижу, эти времена, увы, в прошлом, да и не очень люблю я истории в духе "вспомнила бабка як дивкой была" (хотя кого я обманываю, люблю ещё как). А попробуем порассуждать о современном состоянии этого класса.

Для любителей спойлеров и краткости сразу скажу: по моему скромному мнению арта сейчас находится в крайне плачевном состоянии и требует улучшения характеристик (можете кидать тапками). Почему я так считаю? По её влиянию на бой. Его около нисколько и вот почему.

Начнём с плюсов этого класса, благо их немного, но именно они, как мне кажется, являются причиной, почему арта хоть как-то встречается в боях. Первый и самый очевидный - уникальный геймплей. Тут глупо спорить, это единственный класс, который имеет не имеющую аналогов в игре фишку - способность вести огонь с закрытых позиций. Да, мы можем стрелять за складки рельефа и не ограничены отрисовкой. Второй плюс - арта нетребовательна к железу игрока, так что если у вас как у меня проблемы с ФПС (для справки мой ноутбук выдаёт на минимальных настройках графики 15-45 кадров в секунду, в зависимости от количества растительности и эффектов в кадре), то арта подарит вам немного комфортной игры. Ну и последний плюс, на арте довольно просто научиться играть, чтобы начать показывать неплохие результаты боевой эффективности, но причина здесь не столько в кажущейся простоте стоящих перед игроком задач, сколько в настройке её параметров (которые в современном состоянии представляют из себя один большой минус).

Итак, что же мне не нравится в арте? В первую очередь, настройка снарядов. Когда разработчики ввели механику оглушения и забрали у САУ все типы снарядов, кроме фугасного с огромным сплешем и маленьким пробитием, они разом обесценили умение игрока целиться по противнику. Если раньше удачное попадание фугаса или бронебойного снаряда сильно наказывало подставившегося противника и мотивировало артиллериста стрелять редко, но метко (выбирая цель, занимая правильную позицию, рассчитывая упреждение и подбирая правильный момент для выстрела), то теперь это стало не просто не нужно, а иной раз даже вредно, ведь накрытие нередко давало танку больший урон, чем прямое попадание, а радиус разлета осколков позволял издеваться даже над врагом, стоящим в укрытии. Как итог, мы получили артиллериста спамера, который урона наносит мало, стреляет много и не даёт от себя спрятаться. А если добавить сюда оглушение, которое самому артиллеристу особо радости не даёт, да и полевым игрокам тоже (я, например, крайне редко обращаю внимание, оглушен противник или нет, в горячке боя не до этого, а сам это состояние пережидаю в укрытии), то класс стал менее интересным при игре на нём, и не менее токсичным при игре против (разовая боль от попадания на все лицо сменилась постоянной проблемой, сродни писку комара в ночной тиши в пустой комнате: вроде и дискомфорта физического немного, но так раздражает). И вот с целью уменьшения этой токсичности сначала переработалась механика оглушения (и хорошо), а потом вообще вернулись старые добрые классические фугас и бронебойный (что опять попыталось вернуть ценность умения попадать с арты), но радость моя оказалась преждевременной. 520 урона 180мм бронебойного снаряда объекта 261 с плохой относительно обычных танков точностью и перезарядкой 25 секунд, но возможностью кинуть его через всю карту в противника, который в круге сведения занимает даже не половину площади; или 560 урона 128мм орудия ягдтигра с точностью 0.28 и перезарядкой 9,5 секунд. Вам не кажется, что это несправедливо? Даже если ягдтигр будет играть как арта и останется в кустах на базе, он все равно успеет загнать 2-3 снаряда в противника прежде, чем его убьют. Геймплей тут будет даже проще, чем у артиллериста: пробития много, скорость полёта снаряда отличная, целиться поможет автоприцел, а броня и очки прочности позволят пожить некоторое время, и ехать никуда не пришлось. А усиленный фугас? Он даёт урона примерно на 20% больше оглушающего за счёт большей альфы и пробития, но практически не имеет сплеша, так что для его реализации нужно попадать, но какой в этом смысл? А смысла мало. Выходит, что артиллерия - один из самых интересных с точки зрения геймплея, но и один из самых бесполезных из-за своих характеристик классов в игре. И кто бы что ни говорил, но за свою возможность стрелять на всю карту она и так платит низкой живучестью, обзором, скорострельностью, точностью и скоростью полёта снаряда, так дайте ей хотя бы разовый урон и возможность его наносить. На этом плач окончен, переходим к обзору.

Почему именно С-51?

Известная фотография С-51 с просторов интернета. Да, оно было в металле.
Известная фотография С-51 с просторов интернета. Да, оно было в металле.

Увы и ах, но среди всей артиллерии игры эта конкретная единственная стала для меня отдушиной и возможностью хотя бы немного поностальгировать о той самой арте из прошлого, которая может в пробитие фугасом на полный урон, в отрыв половины лица, но чертовски косая. Разбивать обзор на традиционные части смысла не вижу: ездим мы медленно, на уровне тяжёлых танков, так что сбежать или оперативно сменить позицию не получится. Обзора нет, маскировка плохая, так что пересветит нас любой. Брони особо нет: корпус хоть и от КВ, но на 7 уровне его пробивают без проблем, а огромный щиток рядом с орудием продырявить можно даже ударом солдатского сапога (ну почти). Живём мы на уровне любой артиллерии: 1 выстрел из больших пушек калибра 122мм и выше и 2-3 выстрела от остальных предполагаемых противников за исключением, разве что, каких-нибудь дыроколов вроде 57мм орудия т-34 или мт-25. Да и разницы в этом принципиальной нет, после засвета вы проживете в лучшем случае секунд 10, а в худшем даже лампочку увидеть не успеете. А вот о чём стоит поговорить подробнее, это вооружение, к нему и переходим.

203мм мощи. На 7 уровне ещё что-то может. Картинка с просторов интернета.
203мм мощи. На 7 уровне ещё что-то может. Картинка с просторов интернета.

Орудий у нас 2 на выбор, всё как я люблю: одно скучное, но стабильное, второе - нестабильное, но весёлое.

Скучное орудие именуется БР-2, имеет калибр 152мм и является стоковым. С ним мы имеем 600 урона и 39мм пробития оглушающим фугасом, 800 урона и 48мм пробития усиленным фугасом и 440 единиц урона и 216мм пробития бронебойным. Всё это мы отправляем по врагам раз в 21 секунду с разбросом 0.69м на 100м дистанции. Если переводить с российского на русский, то урона при попадании в тяжёлые танки одноклассники мы увидим около 150-200 оглушающим фугасом и 200-250 усиленным. Сплеша там почти нет, накрытия порадуют вас двузначными числами урона, либо просто оглушением. Интересно в это играть? Нет. Но Роман, скажете вы, тут же бронебойный снаряд почти как у Защитника! С такой перезарядкой можно играть на них и урон в минуту будет нормальный. Отвечаю, не будет у вас никакого урона. С такой точностью попасть кому-то в уязвимое место этим снарядом получится одним выстрелом из 4 (и то не факт), а потеть на это попадание придётся, а в награду вы получите тот же урон, который иногда видит ИС или КВ-85, причём без особых проблем и примерно с той же периодичностью (если с альфой повезёт). Вот только стреляют и попадают они почаще вас, так что если хотите увидеть 400-500 альфы - купите штурер эмиль, будете видеть её гораздо стабильнее и при меньших трудозатратах. Советую ли я играть на этом всем? Если вы не любите ждать и хотите создать себе видимость активной деятельности в бою, то да, играйте, лучше вы все равно вряд ли что-то найдёте (ну может быть Лоррейн 155 50 будет интереснее за счёт подвижности). Но это же всё-таки артиллерия, какая динамика и отсутствие терпения? Это не про неё, поэтому истинному артаводу я советую поставить орудие, с которым вам предстоит играть ещё на двух САУ советской ветки прокачки, если вы идёте к объекту 261, вот только на 7 уровне его характеристики смотрятся (ещё пока) более или менее интересно.

С-51 в естественной среде обитания. Картинка с просторов интернета.
С-51 в естественной среде обитания. Картинка с просторов интернета.

Итак, вы поставили Б-4, вы выглядите солидно, и хотя ствол у вас теперь покороче, вы, как истинный артавод, знаете, что в этом деле важна не длина, а диаметр (по мнению подавляющего большинства обычных танкистов, конечно же... Кхм). Простите, не удержался.

Начнём с главного - перезарядка. Теперь вы заряжаетесь почти 48 секунд с досылателем, терпение наше всё. Точность (внезапно) не меняется - те же 0.69м разброса, а вот время сведения портится с 5.4 секунды до 6.3. А вот что действительно радует - урон: оглушающим фугасом мы наносим 900 единиц урона и имеем 52мм пробития, обычный фугас - 1200 урона и 65мм пробитие и бронебойный - 600 урона и 258мм пробития. Что нам это даёт? Радость при попадании. Оглушающим фугасом стрелять не советую, тут спамить оглушение не выйдет, слишком уж долгая перезарядка, тут нужно попадать. Бронебойным стрелять можно только в упор и наверняка: с такой точностью всё равно не попадёте гарантированно, да и пробитие не ультимативное, а обычные фугасы дают несильно меньше урона (так что их будем считать основными). И вот в этих "усиленных" фугасах кроется наша основная фишка. У нас есть 65мм пробития, а это значит, что средние танки своего уровня в борт и корму мы имеем все шансы пробить на полный урон, а это 1200 вкусных очков прочности, что превращает практически любой средний танк одноклассник в потенциальный ваншот на фул хп. Тяжелые танки тоже не уйдут обиженными, их ждёт 300-500 урона в зависимости от брони и уровня. Тяжёлые танки 6 уровня теряют после наших попаданий половину прочности, а то и больше. Отдельным блюдом для вас станут разного рода большие квадратные немцы, которые помимо полученного урона (а мне удавалось пробивать на 1000+ урона пантеру и тигра, ох уж этот ВБР) будут с завидным постоянством радовать вас пожарами и подрывом боекомплекта. В принципе, вы играете на артиллерии 7 уровня с орудием от девятки со всеми вытекающими последствиями.

И как это ни грустно, но только в таком формате артиллерия начинает действительно приносить специфическое удовлетворение, сравнимое с удовольствием от игры на FV4005 на голдовых фугасах: вы так же будете иногда (если не сказать редко) давать сокрушительный урон противнику, но это иногда будет вас очень сильно радовать. И именно по причине этого уникального, не имеющего аналогов в игре, геймплея я советую вам оставить С-51 у себя в ангаре и изредка выпускать погулять в рандом. Напоследок скажу про оборудование и снаряжение: я играл с досылателем, приводами наводки и улучшенным механизмом поворота. Иными словами максимально улучшил комфорт стрельбы. В снаряжении у меня были 2 ремкомплекта (стандартный и большой) и аптечка.

Кто дочитал - спасибо за внимание, пишите комментарии, ставьте оценки)