Торопиться было некуда, но император Франц Иосиф мечтал поскорее обвенчаться с Елизаветой. Поэтому свадьбу назначили на апрель 1854 года. За восемь месяцев требовалось не только подготовить по-настоящему пышное торжество, но и подготовить саму невесту. Для роли императрицы она была феноменально юной – всего шестнадцать лет. За два столетия только одна девушка была моложе Сисси в этом качестве: Маргарита Тереза Испанская. Малютка в короне – это испытание для всех.
Граф Майлат входил в классную комнату с целой стопкой книг. С сентября 1853 года для Сисси начались ежедневные занятия: история, география, иностранные языки, придворный этикет. «У нее явная склонность к учебе», - говорил педагог. А семья герцога Баварского с удивлением поднимала брови: их весёлая дочка прежде не проявляла таких талантов. Мать разрывалась между Сисси – которой требовались её советы и наставления – и старшей, Хеленой. Отвергнутая императором невеста замкнулась в себе и перестала есть. Дом был поделён на две половины: в одной царило веселье, связанное с подготовкой к свадьбе, в другой – мрак и уныние.
В императорской Вене чеканили памятные медали, посвящённые грядущему бракосочетанию. Церемонию прописывали до минуты, готовили список гостей. Требовался парадный портрет Елизаветы, и из столицы в замок Поссенхофен выехал придворный художник. Но результат не понравился императору Францу Иосифу: его прелестная невеста выглядела на картине старше и строже, чем была на самом деле. Портрет было велено переписать, и появился новый – где Сисси стояла в полный рост.
Требовалось получить и разрешение на женитьбу. Франц Иосиф и Елизавета Баварская приходились друг другу двоюродными братом и сестрой. Подобные «мелочи» редко останавливали знатные семейства, но мать императора настояла – пусть всё будет, как положено. Связались с Римом. На удивление, всё прошло гладко и быстро: 12 октября 1853 года папа Пий IX одобрил будущее венчание, и в Вене вздохнули свободно. Теперь ничто не могло помешать планам влюбленных!
То, что император влюблён, знали все в Вене. Но этикет требовал, чтобы государь до поры до времени не виделся со своей нареченной. Всё, что мог Франц Иосиф – передать короткое послание своей невесте. Даже подарки считались слишком смелым поступком! А Сисси, на которую обрушился мощный поток новых знаний, часто жаловалась на головную боль. Переживала она и за сестру – ведь Хелена оказалась отодвинутой на второй план по её вине. В конце концов, у Елизаветы Баварской случился настоящий нервный срыв. Когда об этом узнали в Вене, мать императора немедленно прислала врача: следовало убедиться, что девушка сможет дойти до алтаря в положенный срок. Эрцгерцогиню Софию успокоили – невеста в порядке. Но ей нужно давать хотя бы немного времени на отдых.
Хотя Сисси имела очень призрачные шансы получить когда-либо баварский трон, следовало соблюсти формальность – отречься от него. 27 марта 1854 года она подписала в Мюнхене отказ от баварской короны. А потом настало время собираться в путь.
Отец выделил для дочери приданое в размере 50 тысяч гульденов. Сундуки были полны новых нарядов, а в шкатулках хватало украшений. Двадцатого апреля Сисси взглянула на родные места в последний раз в своём статусе невесты. Экипаж увез её и мать в Штраубинг, а там они пересели на пароход до Линца. Следующий этап пути тоже прошел по воде, и вот 23 числа девушка въехала в Вену. От волнения она заплакала – вокруг было столько народу! И рыдала весь путь до дворца Хофбург.
«Мама, у меня болит голова!», - повторяла Сисси, сжимая виски.
В её волосах блестела диадема, и девушке казалось, что это украшение слишком давит на неё. Прежде чем выйти из экипажа, невеста императора сорвала диадему с головы. Это не укрылось от посторонних взоров, и такой жест многие сочли символичным. Малютка в короне оказалась не готова к своей роли.
Говорили, что она дрожала, как осиновый лист, когда шла к алтарю на следующий день после своего прибытия в столицу. Венчание началось в 18:00, и архиепископ говорил так долго, что многие начали зевать. Затем были клятвы и обмен кольцами, а потом зазвучали пушки: империя узнала, что отныне у неё появилась императрица Елизавета!
А потом было новое испытание, в Хофбурге. Сисси стояла возле мужа, и должна была принимать поклоны и поцелуи от всех приглашенных. Она так часто подавала руку для поцелуя, что на той появились красные следы. На праздничном ужине у девушки уже не было никаких сил, и она не съела ни кусочка. И при первой возможности убежала в соседнюю комнату, просто для передышки. Свекрови пришлось идти за ней и напомнить, что отныне она себе не принадлежит. Нужно возвращаться к гостям! К ночи, когда молодожёнам позволили отправиться в свои покои, Елизавета мечтала только о том, чтобы поскорее заснуть.
А на следующий день начались праздники. Торжества длились неделю: балы, приёмы, театральные постановки… Эрцгерцогиня строго следила за невесткой и не забывала отмечать:
«Вы увлеклись, дорогая… Вы не заметили графиню Хондорф… Вы слишком холодно раскланялись с герцогом…»
У малютки в короне голова шла кругом. И вам, конечно, любопытно узнать, каким было её свадебное платье? История сохранила его описание: оно было белым, шелковым, украшенным золотой и серебряной вышивкой. На плечи был накинут плащ с шлейфом, а кружевная фата была изготовлена из брюссельских кружев. На голове Сисси красовалась диадема из бриллиантов и венок из свежего мирта. На венчании она появилась с открытой шеей, а для вечернего приёма надела ожерелье из нескольких жемчужных ниток.
Продолжение следует.
Первую часть истории читайте здесь:
#наука #история #короли #европа #семейные отношения #кино
Подписывайтесь на мой канал Ника Марш!
Лайки помогают развитию канала!