Найти тему

Мокьюментари - самый неизведанный жанр фильмов ужасов

Оглавление

Как вы себе представляете ужастики? Человек, или же компания каких-то людей бродит из локации в локацию, всех прыгают и пугают, все охают да ахают, кого то убивают и всё тут - не самый, в общем-то, замысловатый жанр. Мокьюментари переворачивает саму идею ужастиков, и в этой статье я расскажу как.

Что такое мокьюментари?

Мокьюментари - это жанр документальных фильмов про ненастоящие события и ненастоящих личностей. Сам жанр - крайне древний, и начал формироваться ещё 30-х годах прошлого века. Как правило, за основу брались реальные события, в которых додумывались только некоторые их части. Одним из первых мокьюментари в России стал комедийный псевдодокументальный фильм "Ленин-гриб" - который рассказывал о склонности вождя к употреблению психотропных веществ, из-за чего Ленин сам превратился в гриб. Фильм в итоге стал мемом, а для некоторых авантюристов и теорией заговора. Однако есть и действительно успешные примеры мокьюментари - лента Питера Уоткинса "Военные игры" о ядерной войне получила Оскар в 1967 году. Но в жанре хорроров с этим псевдодокументалками все несколько скромнее - полноценные мокьюментари получили, по моему мнению, незаслуженно мало внимания.

Ведьма из Блэр: Курсовая с того света. 1999 год.

-2

Я уже делал отдельную статью об этом фильме, ("Ведьма из Блэр - как фильм-пустышка перевернул киноиндустрию") в которой я рассказал, почему он мне, мягко говоря, не нравится. Многие относят этот фильм к не только к прародителю "найденной плёнки", но и к прародителю мокьюментари в ужасах. Если с первым я бы ещё поспорил, то со вторым я абсолютно не согласен. Основная идея мокьюментари это то, что это псевдодокументальный жанр, а "Ведьма из Блэр" выдавала себя за чистую монету. Тут можно понять одну из сложностей жанра - не совсем понятно, какие фильмы вообще можно к нему отнести из-за ряда тонкостей и из-за того, что это ещё не такой "протоптанный" опытом жанр.

Плёнки из Поукипзи. 2006

-3

Что же, давно хотел рассказать об этом фильме, и вот это время пришло. "Плёнки из Поукипзи" - образцовый пример жанра мокьюментари. Расследования полиции, интервью со следователями и жертвами, непосредственно те самые "плёнки" маньяка - режиссёр явно преследовал цель воссоздать серию "Следствие вели", и у него вышло на ура. Я даже, пожалуй, оставлю предупреждение - слабонервным правда не стоит смотреть. Я, как человек, проженный самыми страшными и мерзкими фильмами ужасов, испытывал невероятное чувство дискомфорта при просмотре "Плёнок". Ну а если вас не напугать, то очень советую этот фильм, он действительно неплох.

-4

Так почему же мокьюментари ужасы так хороши?

По моему мнению, принципы мокьюментари в фильмах ужасов помогают в выполнении следующих целей:

  • Псеводокументалистика позволяет зрителю поверить в происходящее.
  • Исходящее из первого - внимание зрителя удерживается на весь фильм - а от отсутствия такового очень сильно страдают фильмы ужасов, так как зритель, как правило, может просто пропустить первые минут 30 ужастика, перейдя сразу к кульминационному моменту, по сути, ничего не теряя. (Не врите, что так не делали)
  • Снять мокьюментари - это тупо дёшево. Как правило, мокьюментари состоит из интервью, обзора определённых локаций и элементов "найденной плёнки" - что, будем честны, не самые финансово затратные сцены в съёмках.
  • Мокьюментари оказывает особое влияние на зрителя. Несмотря на то, что мокьюментари не претендует на реальность действий, оно все же выглядит как документалка - и врезается в память как документалка. А если документалку разбавить ещё больной фантазией режиссёра (а мокьюментари не ограничивает подобную шалость, и последствий от такого промысла не будет), то эффект на зрителя будет обеспечен.

Итоги

  • Да, состояние жанра мокьюментари в ужастиках на данный момент плачевно, чтобы перечислить достойные примеры, хватит пальца одной руки - и даже её будет слишком много. Но все это, как я думаю, связано с тем, что на такие проекты осмеливаются не самые умелые и неизвестные режиссёры - так уж сложилось. Но я надеюсь, что когда-нибудь хоть сколько-нибудь талантливый режиссёр обратит внимание на этот жанр, и мы сможем насладиться инновациями в жанре ужасов.

На этом всё. Если у вас есть какие-то мысли по поводу данный статьи - оставляйте свое мнение в комментариях - всегда буду рад с вами согласиться или поспорить) Всем спасибо за прочтение!