Найти в Дзене
Моя исторія

Элизабет Холмс и её поле искажённой реальности

Все хоть раз в жизни делали анализ крови. Процедура так себе, прямо скажем - жгут неприятно врезается в кожу, от слов "работаем кулаком" начинается мелкая дрожь, а вид многочисленных пробирок наводит на одну мысль - поскорее бы выпить бокал красного, чтобы расслабиться и восстановить кровопотерю. Но иначе никак - современные технологии, даже самые продвинутые, требуют достаточного количества забранного материала. А ещё эти иглы.... Фу, фу.

Элизабет Холмс
Элизабет Холмс

Кто из нас с детства не мечтал о том, чтобы анализ крови стал не более противным, чем, например, взвешивание? Результат конечно может огорчить, зато процесс не вызывает никаких негативных ощущений. Мечтал об этом каждый, и лишь одной милой блондинке удалось превратить эту мечту в миллиарды долларов.

-2

Собственно, до создания высокотехнологичного анализатора крови по ничтожному её количеству могли додуматься многие, но они понимали, что эта идея намного опережает время. Кто не представлял себе телекинез или левитацию, которая бы прочно вошла в повседневную жизнь человечества? Так удобно - перемещайся себе в пространстве без автобуса лишь силой мысли, или пари над суетой в качестве релаксации, чем не красота? Действительно, создали же учёные лазер, машину, которая играет в шахматы, запустили на луну ракету, изобрели устройство, по которому можно позвонить без всяких проводов, купить по нему попкорн с доставкой и посмотреть фильм? Вызвать такси, которое приедет через две минуты, а когда довезёт до места, не надо будет никаких наличных - вышел и свободен. Операции делает медицинский робот да Винчи. А ведь идеи Леонардо опередили время настолько, что при жизни гения и даже ещё спустя несколько поколений считались ересью.

Так почему бы не создать анализатор крови, который благодаря прорывным технологиям по одной лишь капле крови без всяких игл одновременно делает исследование по сотне позиций, от общего анализа до онкомаркеров? А если такие анализаторы появятся не только в каждой больнице, но и в каждом торговом центре, а стоимость анализа станет в десятки раз ниже, да ещё и без пробирок и игл? Это революция в медицине, Нобелевская премия, мировая слава и голливудский фильм об изобретателе.

-3

Была бы идея, а человек найдется. А там и до стартапа рукой подать.

Элизабет Холмс родилась в семье со связями, но без денег. Родители девочки были частью истеблишмента, как правительственные чиновники и представители класса "старых денег", которых у семьи почти не осталось. Маниакальной идеей семьи было вернуть себя в привычный круг, закрывший двери перед своими обедневшими бывшими обитателями.

Уже в семь лет Элизабет на вопрос о заветной мечте твёрдо отвечала - я стану миллиардером. Родители, вместо того, чтобы вернуть девочку на твердую почву, всячески культивировали в ней чувство избранности и уникальности, и поддерживали уверенность в достижении цели.

Чего, чего, а упорства Элизабет было не занимать. Она могла заниматься сутки напролёт, чтобы стать студенткой химического факультета Стенфордского университета. Впрочем, самоуверенная и амбициозная Элизабет через пару семестров бросила университет, посчитав, что достаточно эрудирована и лишь тратит время на учебу. А что, разве же её герой Стив Джобс не отчислился из университета, чтобы создать великий Apple?

-4

Деньги, отложенные родителями на обучение, она потратила на старт своей идеи, которая должна была перевернуть мир.

Впрочем, идею анализатора крови идеей назвать было нельзя. У недоучки Холмс не было ни малейшего понятия, как будет работать искомый анализатор, всё, что она могла сказать своей команде - сделайте так, чтобы этот небольшой ящик делал за час анализ крови по сотне показателей, используя пробирку крови размером в 1,29 см.

Анализатор Элизабет решила назвать Эдисон. Это была её вторая собственная мысль. У великого изобретателя Элизабет позаимствовала и способ доставать деньги - Эдисон привлекал деньги задолго до того, как изготовил первую лампу накаливания.

Деньги потекли рекой. Сработали старые связи родителей, да и Элизабет изрядно поработала над собой: блондинка с яркими губами и строгой прической, одетая в чёрную водолазку (гениям некогда выбирать одежду), гипнотизирующая собеседника намеренно низким грудным голосом, повторяя знаменитые жесты Стива Джобса, она производила впечатление серьезного и уверенного в себе учёного, в кармане у которого открытие вселенского масштаба. Девушка даже научилась смотреть не мигая, словно проникая в душу и мозг собеседника, подавляя его волю и манипулируя им. Странно, что на все эти фокусы не обратили внимания психологи - девушка явно играла роль. Впрочем, и в наши дни мы видим, как посетители представлений раскрученных коучей всех мастей валом валят во дворцы спорта и тащат последние деньги, думая, что коуч вмиг научит их быть богатыми и счастливыми.

За несколько лет ей удалось привлечь более 700 млн. долларов и очаровать таких тяжеловесов, как Генри Киссинджер, Руперт Мэрдок и Билл Клинтон. Это гарантировало Элизабет неприкосновенность от проверяющих организаций и служило гарантией для новых инвесторов.

И девушка начала создавать свою собственную искажённую реальность, которая ничего общего не имела с подлинной реальностью, и прочно вжилась в неё вместе со своим бойфрендом Санни Балвани.

Соратник Холмс Санни Балвани
Соратник Холмс Санни Балвани

А что же происходило в компании Теранос, святая святых Элизабет Холмс и Санни Балвани? До некоторых пор это было тайной за семью печатями. Первым делом новый работник подписывал соглашение о неразглашении, а треть доходов компания тратила на адвокатов, которые таскали по судам провинившихся. Порой в компании не брезговали и угрозами.

В этом была вся Элизабет Холмс - свою неуверенность и сомнения она скрывала под резкостью, грубостью и авторитарностью. Она не церемонились даже с ценными работниками, на которых могла полностью положиться, и болезненно не терпела критики. Чудовищная история с Йэном Гиббонсом, главным химиком Теранос, характеризует Холмс как циничную и злобную негодяйку, готовую в прямом смысле идти к своей выгоде по трупам. Холмс уволила Гиббонса только за то, что он признал, что "у них ничего не получилось". А позже выплыла история о том, что Холмс оформляла патенты на старые изобретения Гиббонса, включала туда свое имя и выдавала их за достижения своей компании и её активы. А когда дело дошло до суда, Гиббонс, больной раком, покончил с собой. Десять лет он отдал компании, а бессердечная Холмс вместо слов утешения вдове лишь потребовала вернуть корпоративный компьютер мужа.

А что же всё-таки происходило в Теранос? Элизабет тщательно заботилась о своем имидже, её костюмы и обувь становились всё дороже, брендовые украшения, частный самолёт и супер люксы в шикарных отелях оплачивались из средств компании. Не думаю, что Холмс испытывала угрызения совести за то, что тратила на себя деньги инвесторов, ведь все были уверены, что её компания стоит 9 миллиардов, и половина этих денег принадлежит лично основателю, ведь компания Теранос не была публичной.

А что же Эдисон? А никакого Эдисона не было и в помине. Сколько было уволено учёных за то, что не смогли наполнить пластиковый кожух прототипа высокотехнологичным содержимым, сколько принято на их место новых, но идея так и осталась идеей и не смогла нарастить на костяк ни кожи, ни мяса.

Эдисоны горели, взрывались, коротили, делали все, кроме анализа крови по одной - двум каплям крови.

Медицинские гиганты и инвесторы хотели видеть результат, неоднократно анонсированный Холмс, но время шло, а долгожданной презентации всё не было.

Закрытость компании какое-то время помогала отбиваться от проверок и лишних вопросов, Холмс продолжала басом гипнотизировать публику и инвесторов, а эдисоны исправно взрывались в закрытых лабораториях Теранос.

Гром грянул, когда одной уволенной обиженной работнице пришло в голову написать письмо в департамент по контролю качества. Эта скучная государственная организация и явилась с проверкой лабораторий Теранос. Обычная тактика обмана комиссий - забор крови, часовая экскурсия по Теранос, результат - на дотошных государственных инспекторах не сработала.

Результаты проверок вылились в стодвадцатистраничный фолиант. Тут было всё: несоблюдение температуры хранения и доставки забранного материала, исследования неквалифицированными сотрудниками, и самое главное - все хвалёные анализы Теранос делались на аппаратах Сименс.

Никакой технологии, не только прорывной, но даже просто собственной, у Холмс и близко не было.

Однако это совершенно не мешало Теранос брать деньги за анализ крови и сообщать людям заведомо ложные результаты: одна дама оказалась как бы после выкидыша, хотя у нее была нормальная беременность, другая совершенно здоровая получила известие, что инфицирована ВИЧ, женщина в ремиссии вдруг узнала, что у нее произошел рецидив рака... По всей стране таких случаев были сотни.

И даже узнав о подлинном состоянии дел в Теранос высокие покровители продолжали защищать Холмс. Действительно, а вдруг она просто не успела за десять лет добиться результата? Ну не хватило времени у девушки, при чём тут уголовный кодекс?

Это предположение кажется мне очень значительным, если бы не одно но. Авторы других прорывных стартапов точно знали, что они делают, представляли себе технологию разработки своей идеи, у Холмс кроме мечты о портативном анализаторе никаких мыслей не было. Приказ нанятым работникам сделать работающую начинку для Эдисона не сработал, ведь они не нанимались за Холмс открывать технологию, они были лишь техническими исполнителями. Не сработало.

Прокуратура США посчитала Холмс мошенницей. Не помогли ни Клинтон, ни Киссинджер, ни замужество, ни беременность, ни обвинения во всём бывшего компаньона и любовника...

На заседания суда Элизабет ходит с длинными распущенными локонами и в элегантных платьях. Может, ей удасться обмануть и присяжных, которые увидят в ней не мошенницу за 9 миллиардов, а очаровательную блондинку - гения с подрезанными на взлёте крыльями?

-6

Посмотрим, суд над бывшей самой богатой женщиной мира состоится в сентябре.