Найти тему
ПапМамБлог

Первые книги для самостоятельного чтения: чек-лист

Оглавление

Вы уже одолели половину букваря? Или может, даже, завершили эту пытку? Есть две новости и обе плохие. 

  1. Не всегда вместе с последней страницей букваря приходит уверенный навык чтения, т.е. обучение чтению продолжается

  1. От букваря нельзя сразу переходить к "нормальным" книгам из вашей семейной библиотеки, т.е. место букваря должно занять новое учебное пособие.

Стереотип 1: Книги, которые так и называется "для первого чтения " - лучший вариант 

Книги этой категории грешат тем, что они или слишком сложные или слишком скучные. 

Например, закончив букварь Жуковой, мы не могли продолжить занятия по её же книге для следующего этапа. Навыка не хватало:(

Стереотип 2: Комиксы.

Помните, Алиса в стране чудес возмущалась, что если в книге нет ни разговоров, ни картинок, то какой в ней толк? В комиксах есть и то, и другое, но у графических романов другая проблема. В

9/10 случаев шрифт текста настолько мелкий, что начинающий чтец даже пальчиком по строчкам водить не сможет.

А ещё детям не очевидно, в каком порядке смотреть фрагменты. Они путаются, ничего не понимают и расстраиваются 

Стереотип 3. Что угодно, главное с разбивкой на слоги.

А вот это точно лишнее. Наш очень умный мозг со временем начинает выхватывать слова целиком, не складывая их из отдельных слогов. В этом основа беглого чтения. Чем раньше ребенок начнёт видеть не разбитые на слоги слова, тем быстрее придёт беглость. 

-2

Так какой должна быть книга для первого самостоятельного чтения?

  1. С буквой ё. 
  2. С ритмом. Стихи - лучший тренажёр.
  3. С большим количеством повторений. 

Мой любимый пример - стихотворение Владимира Степанова

- Кони, кони, как живёте?
Кони, кони, что жуёте?
- Хорошо пока живём,
На лугу траву ЖУЁМ.
- Куры, куры, как живёте?
Куры, куры, что жуёте?
- Хорошо пока живём,
Но, простите, не жуём.
Мы КЛЮЁМ проворно
На тропинке зёрна.
- Козы, козы, как живёте?
Козы, козы, что клюёте?
- Хорошо пока живём,
Но, простите, не клюём.
А ДЕРЁМ мы поутру
С молодых осин кору.
- Как вы, кролики, живёте?
Что вы, кролики, дерёте?
- Хорошо пока живём,
Но, простите, не дерём,
А ГРЫЗЁМ мы ловко
Свежую морковку.
- Вы, котята, как живёте?
Что, котята, вы грызёте?
- Хорошо пока живём,
Но, простите, не грызём.
ПЬЁМ мы понемножку
Молоко из плошки.
- Птицы, птицы, как живёте?
Птицы, птицы, что вы пьёте?
- Хорошо пока живём,
Дождевые капли пьём
И ПОЁМ мы песни вам
По утрам и вечерам.

4. Чтение, вызывающее эмоции. 

Очень здорово, если, по тексту встречаются вскрики, шутки, междометия, всевозможные звукоподражания (хи-хи, бррр, апчхи). 

Но эмоции не обязательно должны быть про веселье!

Например, в сказке "Волшебник изумрудного города" можно просить ребенка читать заклинания Бастинды, им это очень нравится (в нем, кстати есть и ритм из п.2):

Бамбара, чуфара, скорики, морики, турабо, фурабо, лорики, ёрики

Вот мы и плавно перешли к ещё одному лайфхаку. Первых книг для чтения может и не быть! Вы просто продолжайте читать книги своим детям и просите их читать:

- за одного из героев 

- небольшие реплики разных персонажей 

- дочитать смысловой фрагмент в предложении.

Как это делать?

На примере того же "Волшебника изумрудного города".

Красным отмечены слова, которые дочитывает ребенок, ему же интересно узнать, в каком обличии Гудвин предстал Железному Дровосеку.

-3

Приятных литературных вечеров)