Радуясь каникулам, свободным солнечным дням и приятным летним забавам, многие дети даже не предполагают, что у кого-то в это время могут идти уроки или занятия.
А у наших особенных воспитанников, которые приехали к нам в спецучреждение для детей с ОВЗ, уроки в самом разгаре. Ну, это правильно. Хоть и наше учреждение - санаторного типа, но люди (дети с сопровождающими родителями) сюда ездят не отдыхать и в потолок плевать, а получать необходимую помощь различных специалистов (при этом тоже трудясь). Ну, по крайней мере, теоретически это так. И творческие кружки и студии, в которых работаем мы с коллегами, тоже являются частью этой большой программы.
Развивающие творческие занятия с детьми с сильными ментальными нарушениями предполагают скорее не научить ребенка с бухты-барахты петь, плясать и рисовать, а для начала - хотя бы посидеть на уроке, не выбегая, не выпрыгивая из стула, как чертик из табакерки, не кидая реквизит в педагогов и не кусая своих друзей.
Разумеется, для успешной адаптации тяжелого ребенка к таким занятиям, нужны не только старание педагога и вовсе не его выпрыгивание из штанов и хождение на задних лапках, а прежде всего, заинтересованность и участие самого родителя.
И у некоторых из них, между прочим, очень хорошо получается сотрудничать с педагогом, проявляя к ребенку необходимую строгость!
А то как оно часто бывает
В основном мы видим такую картину: от педагогов требуют научить! Научить ребенка и тому, и другому, и пятому, и десятому. Неожиданно так, после тех долгих лет, в течение которых ребенок, с легкой руки родных, делал все что хотел, но при этом не делал ничего полезного для своего развития.
Естественно, с его стороны следует яростное сопротивление. И самые печальные и неприятные проявления его особенностей (плаксивость, тревожность и даже агрессия) только усиливаются!
А мамы как себя ведут в ответ? Вот так: "Утю-тю, какая нехорошая, недобрая тётя, заставляет моего маленького раскрашивать этот дурацкий квадратик! Еще и не отпускает с занятия!"
Но, простите, если тётя будет слишком доброй и не будет строго требовать, то квадратику во веки веков ходить (фу ты, лежать) незакрашенным! Или кто-то свято верит, что сюсюканьем можно добиться выполнения задания от крепкого ребенка с РАС?
И педагоги - туда же
Есть у нас на работе специалист А.Г. Ну настолько добрая и воздушная, ну настолько шелковая и нежная, что я иногда думаю: играть такую мур-мур-мусечку долгое время просто невозможно, так ведь и с катушек слетишь - и не заметишь. А она - реально, искренне сюсюкает и сама же этим наслаждается.
Вот приходит к ней на урок ребенок-"ментальник", избалованный до ноздрей, привыкший только к тому, чтобы его развлекали и угощали. А тут вдруг... задание ему дать посмели! О, май год! Сейчас завоем и залаем! А заодно тетке по лбу дадим!
Ну а наша А.Г. - улыбается шире некуда, чуть ли не на колени падает, по ручке гладит: "Сюсюсю, ктё тякой у нас каплизненький? Максик? Максюся, ну давай позанимаемся!"
Бррр! Тьфу!
Ну не умею я так! И не хочу! Ай-вай-вай, как не хочу!
А тут, как на грех, эта самая А.Г. зашла к нам в кабинет во время моего занятия с очень тяжелым агрессивным и гипер-гиперактивным мальчиком.
И ровно в тот момент, когда мальчик, бахнув со своей маленькой парты бизи-куб мне на ногу, подорвался вверх со стульчика, я машинально нажала ему на плечи, легонько вдавливая его обратно и твердо ему сказала: "Сидеть!"
И нашу А.Г. порвало: "Как? Да как? Да как ты смеешь с ребенком вот так, как с собакой! Разве можно быть такой грубиянкой?! Он же ребенок, он же и так несчастный!"
А по-другому, как?
Может попробовать сказать подрывающемуся ребенку, как она нежно-нежно говорит: "Кудаааа?"
Ага, ответит ей "безречевой" ребенок, куда он пошел и зачем.
Или с легонькой иронией, как любит говорить наша воспитательница Н.В.: "Ванюшка, далеко ли собрался?"
Даже если и есть пара слов в словаре Вани, но не понимает Ваня иронии, он же с РАС! Ну не дружат эти ребята с ирониями, сарказмами и иносказаниями.
А вот "СИДЕТЬ" - это не грубость, не "собачья" команда, а самая что ни на есть ИНСТРУКЦИЯ. Такая же как: спать, есть, пить, поднять, показать. А таким ребятам и нужна в первую очередь инструкция! Как говорила моя наставница: "Без инструкции - нет действия". А грубость... так это голос у меня низкий и поставленный (вокал дал). Да и вообще, кто может сюсюкать почти перед отпуском?
Дорогие читатели, Вам пожелаю в самое ближайшее время чему-нибудь порадоваться, пусть повод найдется!
А я порадуюсь Вашим визитам, добрым лайкам и новым подпискам на КАНАЛ
#учителяидети #особенныедети #педагогика #воспитание #образование