Так уж получилось, что про германские бронемашины «Мардер» сейчас стали часто упоминать. Я не случайно начала с обобщенного термина «бронемашина», потому что сейчас эту технику, как только не называют. Из того, что слышал лично были следующие варианты — танк, лёгкий танк, бронетранспортёр, бронеавтомобиль или просто бронемашина. Из всего перечня верно только последнее, но это слишком обобщенное определение.
На самом же деле «Мардер» — это боевая машина пехоты, и это название на всевозможных ток-шоу звучит реже всего, поскольку большинство участников не очень понимают данного термина.
Надо сказать, что с названием у «Мардера» вообще путаницы хватает. В моей молодости, когда приходилось изучать технику вероятного противника, название данной БМП многие почему-то переводили как «убийца». Конечно же не почему-то, а всё понятно. Просто исходили из созвучного английского слова murder, не особо задумываясь над тем, почему у немецкой машины должно быть английское название. Но, наши преподаватели-офицеры и студенты-курсанты, кроме английского других языков не знали. На самом деле, никакая это БМП не «убийца», а всего лишь «куница». Сие название перешло к ней от противотанковой самоходной установки Вермахта.
Появилась «Мардер» в Бундесвере в ответ на создание нашей БМП-1 и была первой машиной своего класса у стран НАТО.
Новые БМП должны были действовать вместе с новыми (тогда) танками «Леопард», иметь сравнимую с ними бронезащиту, позволять десанту вести огонь не покидая машины. По части вооружения, немцы предпочли 20-мм автоматическую пушку, к которой позже добавился противотанковый ракетный комплекс «Милан».
В отличие от советских и большинства появившихся позже западных БМП, «Мардер» не умела плавать. Хотя и способна преодолевать брод до 2 метров глубиной, но после предварительной подготовки. Плавать же машина могла при навешивании специальных поплавков.
Для 1969 года, когда «Мардеры» пошли в производство, машина была весьма неплохая. Но надо сразу помнить, что звучащее столько внушительно «бронезащита сравнима с танком «Леопард», подразумевает лишь «Леопард 1» первых модификаций. А уж у него броня совершенно не впечатляет.
Конечно, «Мардеры» неоднократно модифицировались. И в процессе производства, и после его прекращения в 1975 году. Всего выпустили 2136 штук. Модернизация включала и усиление бронезащиты, в том числе и противоминной, ну а стало быть и не удивительно, что БМП потяжелела с 1969 года, когда она весила 28 тонн, до 33 тонн в 1989 году.
Эта БМП почти не продавалась. В 2018 году 42 машины были в Индонезии, 16 — в Иордании и 173 — в Чили. В самой же Германии в том же году на вооружении имелось 390 «Мардеров». В настоящее время положение таково — после замены «Мардеров» на новые БМП «Пума», предполагается модернизировать 200 единиц и оставить на вооружении, ещё около сотни находятся на хранении, причём, большинство неисправны.
Поскольку «Мардеры» в боевых действиях практически не использовались, то оценить их возможности довольно сложно. Надо сразу сказать, что утверждение о том, что «Мардеры» созданы в 60-е годы и потому безнадежно устарели (такое можно часто слышать) едва ли стоит принимать всерьёз. Машина не новая, но модернизированная, и её ровесники ещё воюют за милую душу.
В число неоспоримых преимуществ этой БМП, по мнению большинства экспертов, входит сильная бронезащита. Считается, что она рассчитана на защиту от 30-мм российских пушек (тех, что на БМП-2). Но надо и сказать, что дополнительные броневые экраны на бортах лишили десант возможность вести огонь из машины.
У машины также высокие маневренные качества — хорошая проходимость по пересечённой местности, и возможность быстро уходить задним ходом. Последнее, как показывает опыт, очень полезно в современной войне.
Но при этом, машина очень дорогая и сложная в обслуживании.
Откровенно слабое вооружение, насколько можно судить. 20-мм пушка не имеет стабилизатора. Используемый ПТРК «Милан» уж точно не относится к самым совершенным, управление ракетой по проводам хоть и имеет некоторые преимущества, но недостатков больше.
Если попробовать подвести какой-то итог, то я бы опять учитывал в первую очередь человеческий фактор и добавил к этому то, что будет окружать «Мардер» на поле боя. Если ей найти правильное место в современном бою, остальная техника будет достаточно современная (например, поддерживать наиболее современные танки), а обслуживать машины будут хорошо подготовленные экипажи, то «Мардеры» проявят себя хорошо. Ну ведь используются активно ещё более ранние БМП-1 советских времён.
В случае же если общий уровень армий будет существенно отличатся и по подготовке (на всех уровнях), и по насыщенности современными вооружениями, то наличие таких машин как «Мардер» на поле боя едва ли может оказать какое-то существенное влияние. Сейчас уж они точно не «убийцы», а «куницы» — маленькие, зубастые, но крупному зверю не очень опасные.
Рекомендую вам мою статью про совсем другой исторический период:
Загадочный танк Вермахта под названием «Слон»
И не забудьте подписаться на мой канал, коль этого ещё не сделали.