Найти тему
Вячеслав Звягинцев

О «рецидивистах», которые командовали «Лениным» (из серии «Три судьбы – кратко»)

Это рассказ – о судьбах трех военных моряков, командовавших эсминцем «Ленин»[1]. Каждый из них – трижды (и более раз) подвергался репрессиям.

В судьбах этих людей нашла отражение непростая история всего советского Военно-морского флота. Эсминец с таким именем доверяли лучшим из лучших! И тем не менее, семеро командиров «Ленина» были подвергнуты репрессиям, из них трое (Г.Н. Лисаневич, И.Д. Ковтунович и Ю.М. Афанасьев) – были расстреляны. Подробнее об этом можно прочесть ЗДЕСЬ:

1. Домбровский Алексей Владимирович (1882-1954), первый командир эсминца, за годы советской власти был трижды репрессирован.

А.В. Домбровский
А.В. Домбровский

Домбровский родился в городе Рыльске Курской губернии. В 1901 году окончил Морской корпус, в 1914-м – Николаевскую Морскую академию. В годы войны с Японией был младшим штурманским офицером на крейсере «Россия», получил 13 легких и одно тяжелое ранение в бою.

В 1915-1917 годах Домбровский командовал эсминцем «Капитан Изыльметьев» (1), а потом – линкором «Полтава». В дальнейшем служил начальником бригады линкоров, начальником штаба Балтийского флота, начальником Морских сил Черного и Азовского морей, начальником Морского штаба РККФ. Был на преподавательской работе.

Дамоклов меч революционного правосудия нависал над Домбровским в 1918, 1935 и 1938 годах. Наиболее серьезные последствия наступили для него после третьего ареста, произведенного 3 марта 1938 года. Он был осужден Особым совещанием в феврале 1940 года на пять лет ссылки «за принадлежность к контрреволюционной военно-офицерской организации и проведение шпионской деятельности». Срок отбывал в Якутске. Освободился 3 марта 1943 года.

2. Лисаневич Георгий Николаевич (1894-1938), сменивший Домбровского в должности командира эсминца, человек не менее удивительной и невероятной судьбы.

Семья Лисаневичей, Георгий в центре, во втором ряду.
Семья Лисаневичей, Георгий в центре, во втором ряду.

Лисаневич родился в дер. Благодатное Херсонской губернии. Участник Первой мировой войны, за отличия был удостоен трех боевых орденов.

Перечень его арестов и судимостей занимает не одну страницу.

Первая из них связана с эсминцем «Капитан Изыльметьев» (будущий – «Ленин»), обязанности командира которого на Лисаневича были возложены в мае 1918 года. А в июне, за организацию митинга, на котором он обличал неспособность новой власти обеспечить защиту Петрограда от немцев, был исключен этой властью из числа моряков и объявлен ревтрибуналом «вне закона».

С ноября 1918 года Лисаневич служил в славяно-британском легионе, действовавшем в составе белых войск на Северном фронте. Потом – во флотилии Северного Ледовитого океана и в армии Миллера. В феврале 1920 года, разочаровавшись в белом движении, он перешел на службу в Красную армию, командовал морскими силами в Архангельске.

Аресты продолжали его сопровождать по жизни (в марте и сентябре 1920 года, в марте 1921 года, в июне 1926 года), но каждый раз Лисаневича освобождали, как ценного морского специалиста.

После гражданской войны Лисаневич проживал в Петрограде, работал инженером, занимался изобретательством[2].

14 марта 1937 года его арестовали в пятый раз, как активного участника белогвар­дейской организации и 6 сентября 1938 года расстреляли.

Реабилитирован в 1957 году.

3. Ковтунович Илья Дмитриевич (1895-1938) командовал эсминцем «Ленин» в 1925 году. Трижды подвергался репрессиям.

-4

Он родился в г. Киеве. В 1914 году окончил Морской корпус. Первый раз Ковтунович был доставлен чекистами на Гороховую в 1918 году, когда служил флагманским штурманом Минной дивизии. Затем он проходил службу старшим помощником крейсера «Коминтерн», командиром эсминцев «Ленин» и «Незаможный». На службе в Военно-морском флоте состоял до второго ареста, произведенного в 1927 году «за контрреволюционную деятельность». Наказание отбывал в Белбалтлаге. Освобожден досрочно в 1933 году.

После освобождения проживал в с. Повенец Медвежьегорского района Карельской АССР, работал вольнонаемным начальником обстановки Беломорско-Балтийского канала (комбината НКВД).

Вновь был арестован 26 февраля 1938 года. Обвинялся в том, что «враждебно настроен к Советской власти, имел связи с репрессированными врагами народа». 10 апреля того же года по постановлению «тройки» при Управлении НКВД Карельской ССР расстрелян на станции Медвежья Гора Кировской железной дороги. Ныне это место известно как урочище Сандормох. Реабилитирован в 1957 году.

Эсминец "Ленин" после его подрыва в Либаве. 1941 г.
Эсминец "Ленин" после его подрыва в Либаве. 1941 г.

[1]Эсминец «Ленин», типа «Новик», до 1923 года именовался «Капитан Изыльметьев», водоизмещение –1260 тонн, экипаж 150 чел., находился в боевом строю четверть века, взорван 23 июня 1941 года.

[2]Г.Н. Лисаневич – автор жесткого трала-охранителя для подлодок, нескольких приборов по гидроакустике, а также складывающегося самолета.

Мои книги ЗДЕСЬ и ЗДЕСЬ.

Другие статьи ЗДЕСЬ.