SEO – это оптимизация и доработка сайта с целью улучшить качество для поисковых систем Яндекс и Гугл: продвижение в топ поисковой выдачи, и для пользователей: сделать сайт более качественным, полезным и удобным в использовании.
Определение
Search Engine Optimization (SEO) – комплекс работ по оптимизации страницы сайта под алгоритмы поисковых систем.
Как работает поиск?
Когда пользователь вводит поисковый запрос в поисковую систему, все страницы, которые считаются релевантными, идентифицируются из индекса, и используется алгоритм для ранжирования соответствующих страниц в набор результатов.
Процесс:
- Первым делом страница сайта сканируется и попадает в индекс поисковых систем.
- Далее пользователь вводит поисковый запрос.
- Происходит ранжирование страниц с помощью алгоритма, с целью отобразить наиболее качественные и релевантные результаты на первой странице выдачи.
Что из себя представляет поисковая выдача?
- Органика SEO
- Контекстная реклама Директ и Адвордс
- Сервис Яндекса и Гугл
- Агрегатор
Пример выдачи Яндекса
Пример выдачи Гугла
Как поисковик решает, что выдать посетителю?
Чем качественнее сайт будет выглядеть в глазах поисковых систем, и что самое главное: будет решать проблемы и потребности пользователей, тем выше он будет в выдаче.
Учитываются многие моменты, некоторые из них:
- Важность наличие текста и его уникальность
- Правильность в оформлении мета тегов
- Реализация семантического ядра на странице
- Структура и перелинковка
- Кликабельность в поиске
- Поведенческие факторы на сайте
- И т.д.
Преимущества
- Больше доверия чем к платной рекламе
- Увеличивается качество сайта по всем фронтам
- Бесплатные клики и трафик
- Долгосрочный эффект
Недостатки
- Постоянный рабочий процесс и улучшение сайта
- Новые алгоритмы и их развитие, то что работает сейчас, завтра может перестать работать
- Требует реальной работы (нужно попотеть)
- Высокая стоимость: оплата специалисту и бюджет
Этапы
- Анализ ниши и аудит конкурентов – составление портрета целевой аудитории и поиск конкурентов лидеров и топа, с целью анализа структуры, шаблонных элементов и т.д.
- Технический аудит сайта – дубли сайта, индексация, скорость загрузки, оптимизация изображений и т.д.
- Составление семантического ядра – максимальный сбор, чистка, кластеризация и посадка по страницам
- Отработка структуры сайта – реализация удобной и наиболее лучшей структуры
- Наполнение страниц контентом – определение необходимости текста на странице, составление тз для копирайтера и добавление текста на страницы
- Внутренняя перелинковка – логическая и полезная взаимосвязь страниц сайта
- Внешняя оптимизация – наращивание ссылочной массы сайта, составление стратегий, анкор листа и т.д.
- Продвижение в социальных сетях – создание сообщества и раскрутка в популярных соц. сетях
Внутренняя оптимизация
Многоэтапный процесс, позволяющий не только выявить и исправить всевозможные ошибки, но и сделать сайт более привлекательным для посетителей и поисковых систем.
Семантическое ядро
Сердце и суть SEO – список запросов, актуальные для тематики и сайта. При этом имеют реальный спрос у вашей целевой аудитории.
Сервис для сбора и анализа СЯ
Бесплатные
- Wordstat
- Планировщик ключевых слов Google
- Букварикс
- Slovoeb
Платные
- Key Collector
- Keys.so
- Serpstat
- Semrush
- Moab Tools
- Мутаген
Кластеризация
Это объединение запросов в группы по совпадению URL (адресов страниц) в Топе поисковой выдачи.
Виды кластеризации
- Soft — в группу объединяются запросы, которые могут не иметь общих URL в выдаче, но связаны общими URL с запросами, которые имеют такие пересечения.
- Middle — берётся запрос и объединяется в группу со всеми запросами, с которыми у этого запроса есть общие URL в выдаче.
- Hard — в группу объединяются только те запросы, по которым есть общие для запросов URL в выдаче.
Автоматическая Hard кластеризация чаще является наиболее лучшим методом группировки запросов по интентам / потребностям пользователей. Объединение разных запросов в одну группу помогает нам понять, в том числе, к каким интентам тяготеют» неоднозначные, например, однословные, двухсловные запросы.
Сила группировки (кластеризации) — количество общих URL в выдаче, чтобы запросы объединились в одну группу.
К примеру, сила группировки 3 означает, что в результатах выдачи по запросам в Топе должно быть 3 и больше одинаковых URL, чтобы запросы объединились в одну группу.
Чем больше сила группировки, тем меньше запросов в группах и тем больше групп. То есть, увеличение силы группировки «выделяет» более узкие интенты.
- Soft — у запросов А и В нет общих URL в выдаче, но у обоих запросов есть пересечения URL с Б.
- Middle — есть запрос (маркерный} среди всех запросов ищутся те, с которыми есть пересечение
- (совпадение) URL с маркерным.
- Hard — в одну группу объединяются запросы с общим набором URL в выдаче
Сервис для кластеризации запросов
- KeyAssort
- SEMparser
- Rush Analytics
Как и что использовать
- Soft – для информационных сайтов и запросов, например, кластеризовать запросы для информационной статьи
- Hard – для коммерческих сайтов и запросов, например, кластеризовать запросы для категории/товара или для страницы услуги
Структура
Работа заключается в следующем:
- Сделать строение площадки логически связанной между собой.
- Проверка на совместимость действительной структуры сайта относительно семантического ядра.
- Осуществление внутренней перелинковки ресурса
- Определить глубину сайта
- Правильное выполнение индексации ресурса.
Первым делом советую найти лидеров конкурентов от 5-10 сайтов. Выписать их структуру и почистить.
На выходе получим гибридную структуру актуальную для нашего сайта.
Далее на её основе будет идти сбор/парсинг ся и кластеризация. Кластер = страница, будет формироваться структура страниц, а именно кластер:
- главной страницы
- категории и под категории
- товара или услуги
- теговой странице
- и т.д.
На основе всего этого – будет понятна иерархия/вложенность структуры всего сайта, останется подготовить под неё мета теги, URL, заголовки и реализовывать.
Метатеги
Это специализированные теги, в которых указана та или иная информация. Они служат исключительно для поисковых машин.
Вид в Яндексе
Вид в Гугле
Написание для каждой страницы уникальных метатегов <title> и <description>, которые играют важную роль при определении соответствия сайта ключевому запросу поисковыми системами.
- Title — размер до 12-ти слов, должен быть читаемым для людей
- Description – думаем о притягательности, должен завлекать(утп-утц)
CTR кликабельность в поиске
- Качественные мета теги
- Указание чисел, цен и т.д.
- Указание УТП (уникальное торговое предложение) и УТЦ (уникальная торговая ценность) для целевой аудитории/клиента
- Спецсимволы и эмодзи
Текстовая оптимизация
Нужно понять и определить, а нужен ли текст на странице? Если нужен, то начать составлять ТЗ для копирайтера.
Что учитывать в ТЗ для текста?
- Структура – должна быть чёткая структура статьи: начало/ведение, середина/ответы на потребности/раскрытие интента и завершение/итоги/вывод. Как составить качественную структуру? Посмотреть у конкурентов 5-10 сайтов, и сделать гибридную структуру.
- Уникальность – если текст пишет эксперт, то текст будет уникальным.
- Содержит ключи – не должно быть переспама или отсутствие запросов в тексте, должна быть золотая середина.
- Несёт пользу читателю – самое главное в тексте – это решить потребность пользователя, раскрыть запрос, удовлетворить интент. Простыми словами – текст должен нести какой-то смысл и реальную полезность для читателя.
- Объём текста – самый простой способ определить объём, посмотреть сколько используют конкуренты и определить среднее значение. Здесь тоже важна золотая середина – слишком короткий текст не даст раскрытие потребности, в то же время слишком длинный текст превратит статью в “водичку”, где одно и то же написано разными словами и несёт один смысл, который не особо то интересен читателя
Сервис для проверки текста
- Content-watch
- Advego Antiplagiat
- Text
- Turgenev
- Orfogrammka
- Главред
- Advego Seo
- Istio
Юзабилити
Простота и удобство в использовании сайта. Наличие на сайте важных элементов, страниц и функционала.
С этим этапом работы нам также помогут конкуренты лидеры, а именно на основе их делаются прототипы (шапка, подвал, главная страница, категория, товар/услуга, контакты, о компании и т.д)
Примеры прототипов
Макет шапки
Техническая оптимизация
Поиск и решение технических проблем сайта – один из важных этапов работы.
Индексация и дубли
Сайт должен без проблем индексироваться в Яндексе и Гугл. В индексе не должно быть дублей сайта, мусорных и технических страниц. Мы можем запретить индексацию ненужных нам страниц в индексе, с помощью файла robots.txt и метатегом <meta name=»robots» content=»noindex»>
Сервис для проверки
Бесплатные
- Webmaster Yandex
- Search Google Console
- Xenu
- Majento SiteAnalyzer
Платные
- Serpstat и Semrush
- Se Ranking
- Netpeak Spider
- Screaming Frog SEO Spider Tool
- ComparseR
- WebSite Auditor
Скорость загрузки
Насчёт этого параметра не утихают споры – кто-то говорит, что это главный фактор ранжирования, а кто-то, что он бесполезный и ни на что не влияет.
Но одно я знаю точно – он 100% влияет на поведение пользователя на сайте, если пользователь зайдёт на сайт и будет сто лет ждать пока он загрузиться/прогрузиться, то какая вероятность и через какое время он закроет сайт?
Чем быстрее загружается сайт, тем лучше – банально и логично. Идеальная загрузка до 3-5 сек, если именно столько будет ждать пользователь, то он быстрее начнёт пользоваться сайтом.
Если сайт качественный, с хорошей структурой, с юзабилити, с полезной информации и с продуманной коммерческой составляющей, то получим хорошие поведенческие факторы, а они сильно влияют на ранжирование и рост позиций.
Можно составить такую формулу:
хорошая скорость загрузки сайта = хорошие поведенческие факторы = хорошее ранжирование и рост позиций
Сервис для проверки:
- Google pagespeed insights
- Pingdom
- GTmetrix
- WebPagetest
- Dareboost
Оптимизация изображений
Сжатие изображений и указание ключевых слов в тегах <alt> у картинок
Сервис для сжатия
- Compresspng
- Imagecompressor
404 ошибка и страница
Наличие страницы 404, на которую попадает пользователь в случае ошибки:
- Неправильно указан URL страницы
- Страница удалена
404 страница должна быть оформлена в стиле дизайна сайта, большим плюсом будет перелинковка на популярные и полезные страница сайта.
ЧПУ
Человеко-понятный урл — адрес страницы сайта (URL), который может дать некую информацию о документе только по её адресу
ЧПУ
- https://lezhnyov.ru/prodvizhenie-sajtov
- https://lezhnyov.ru/kontekstnaya-reklama
Не ЧПУ
- https://lezhnyov.ru/id-328372438
- https://lezhnyov.ru/564f32hasu89h
- https://lezhnyov.ru/modal=1?vdr=12%vsyheo
Sitemap.xml
Создание подробной xml — карты, позволяющей поисковым системам более эффективно индексировать сайт.
Основное зеркало
Указание основного зеркало сайта:
- c www или без www
- с http или https
- без слеша или со слэшем
- с index.php/ index.html или без
Как сделать
- С помощью редиректов
- В настройках вебмастера Яндекс и Гугла
Микроразметка
Наличие микроразметки, позволяющей выделить и сделать более заметной для посетителей и поисковых машин основную информацию на странице.
Виды
- OpenGraph
- Schema
Сервис для проверки
- Webmaster Yandex Microtest
- Search Google Testing-tool
HTTPS
Расширение протокола HTTP для поддержки шифрования в целях повышения безопасности.
Сервис для проверки
- Sslshopper
Заголовки ответов сервера
- 1xx: Informational (Информационный) — запрос получен и понят, а обработка продолжается — В этот класс выделены коды, информирующие о процессе передачи.
- 2xx: Success (Успешно) — запрос был успешно получен, понят и обработан — Сообщения данного класса информируют о случаях успешного принятия и обработки запроса клиента.
- 3xx: Redirection (Перенаправление) — для выполнения запроса должны быть предприняты дальнейшие действия — Коды этого класса сообщают клиенту, что для успешного выполнения операции необходимо сделать другой запрос, как правило, по другому URI
- 4xx: Client Error (Ошибка клиента) — запрос имеет плохой синтаксис или не может быть выполнен — Предназначен для указания ошибок со стороны клиента
- 5xx: Server Error (Ошибка сервера) — сервер не в состоянии выполнить допустимый запрос — Выделены под случаи неудачного выполнения операции по вине сервера
Сервис для проверки
- Redirect-Checker
- Mainspy
- Simple-Seo-Tools
Оптимизация под мобильные устройства
Чтобы все посетители были довольны сайтом и захотели на него вернуться очень важно, чтобы сайт хорошо работал и отображался на мобильных устройствах.
Сервис для проверки
- Google Test
- Yandex Mobile-Friendly
Внешняя оптимизация
Пошаговое увеличение количества ссылок, ведущих на продвигаемую страницу сайта с других площадок. Чем больше ресурсов ссылается на целевую страницу, тем авторитетней она выглядит в глазах поисковиков, и тем выше её позиции в результатах выдачи.
Стратегия:
Проанализировать конкурентов из топ-10 – узнать сколько ссылок у них, на какие страницы ссылаются, виды ссылок и анкоров.
Инструменты для анализа
- Serpstat
- Megaindex
- Majestic
- Ahrefs
Как получить внешние ссылки
Покупные
- Gogetlinks
- Miralinks
- Rotapost
- Linkbuilder
- Blogun
- Sape
Естественные
- Социальные сети
- Форумы, отзовники
- Взаимное размещение
- Доски объявлений
- Друзья, родственники, знакомые
- Бартер, просьба
Виды оптимизации
- Белая оптимизация - Без применения запрещённых и недобросовестных методов
- Серые методы - Официально не запрещены, но и не рекомендуются поисковой системой
- Чёрная оптимизация - С применением запрещённых методов, направленная на повышение позиций сайта
Коммерческие факторы в SEO
- Контактная информация – адрес, время работы, телефон, e-mail, карта расположения, реквизиты и т.д.
- Наличие аккаунтов в соцсетях – ведение и продвижение сообщества в популярных соц. сетях
- Отсутствие рекламы – или некритическое наличие, чтобы не мешало и не отвлекало от использования сайта
- Разнообразие ассортимента – если интернет-магазин, то конкурентный ассортимент и разнообразие товаров
- Детализация карточки товара/услуги – характеристики, описание и т.д.
- Наличие и удобство доставки и оплаты – разнообразие способов оплаты и видов доставки
- Наличие клиентской поддержки – отзывчивый и качественный отдел работы с клиентами и с потенциальными заказчиками. Ответы на вопросы, консультации и т.д.
Локальное продвижение
Если вы находитесь в определённом городе, например, в Москве или в Санкт Петербурге, то есть смысл целенаправленно продвигаться в вашем гео.
- Указать гео в Яндекс вебмастере
- Добавить и настроить сайт в Яндекс Справочнике и в Google Мой бизнес
- Писать в метатегах город
- Получать ссылки с городских порталов
- Упоминать регион в тексте на странице
Если гео несколько, например, и Москва и Санкт Петербург, то
- Использование поддоменов
- Использование папок (разделов)
- Использование GeoIp
Сравнение SEO с контекстной рекламой
Недостатки
SEO
- Долгое время на попадание запросов в топ
- Вероятность попадания под фильтр/бан
- Меняются алгоритмы
- Сложно делать прогнозы
- Большая конкуренция
- Дорого: оплата специалисту и бюджет
- Сложно, требует специальных знаний и опыта
Контекстная реклама
- Дорого
- Без бюджета нету кликов и трафика
- Большая конкуренция
- Работает в рамках выделенного бюджета
- Конкуренты могут скликивать бюджет
- При неправильной настройке — много не целевого трафика
- Низкое доверие со стороны пользователей
Преимущества
SEO
- Длительный эффект
- Большой охват целевой аудитории
- Высокое доверие со стороны пользователей
- Привлечение только целевого трафика
Контекстная реклама
- Быстрый трафик
- Есть статистика
- Легко запустить
- Хороший вариант для новых сайтов/проектов
- Можно использовать для сезонных продаж
Сравнение SEO с SMM
Насчёт СЕО всё понятно из сравнения с контекстной рекламой.
Что насчёт SMM
- Меньше стоимость
- Быстрый результат
- Подробное изучение целевой аудитории
- Развитие бренда
- Понимание возражений, желаний, страхов и боли клиента
- Повышение доверие клиентов/целевой аудитории
- Точный таргетинг
- Нужно постоянно работать
Инструменты сеошника
- KeyCollector
- Букварикс
- KeyAssort
- Screaming Frog SEO Spider
- Xenu
- Advego Plagiatus
- Text
- Semrush
- Serpstat
- Ahrefs
- Checktrust
- Xtool
- Just-Magic
- Pixelplus
- Tzmonster
- Arsenkin
- Topvisor
- Megaindex
Что влияет на сроки?
- Цели
- Бюджет
- Стратегия
- Регион
- УТП продукта и ассортимент
- Оперативность внесения изменений
- Программист
- Копирайтер
- Руководитель проекта
- Возраст сайта
- Техническое состояние
- Структура сайта и контент
- Наличие фильтров
- Ссылочная масса
- Конкуренция
Что влияет на стоимость?
- Состояние сайта
- Опыт специалиста и команды
- Тематика
- Регион
- Продвигаемые запросы
- Возраст
- Конкуренция
- Внешние ссылки
- Размер сайта
- Программист
- Копирайтер
Зачем Вашей компании нужна SEO оптимизация?
Если есть сайт компании, то оптимизация и доработка сайта просто необходимы, так как в несколько раз улучшат качество сайта.
- Улучшит структуру
- Исправит технические проблемы
- Повысит вероятность хорошего взаимодействия пользователей
- Будете знать ваших конкурентов и потенциальных клиентов
Почему сайту необходимо быть именно на первых местах в поисковых системах?
Основной трафик получает топ 3-5, поэтому необходимо туда стремиться. Редко кто просматривает 2,3 … страницу выдачи, всё внимание и трафик идёт на первой странице.
Почему важно правильно выбрать список запросов?
От качественных и правильных запросов, зависит:
- Будете ли получать трафик
- Потенциальный объём/спрос
- Целевой и сезонный трафик
- Конкурентность
- Оптимизация и доработка сайта
Что не работает?
- Накрутка поведенческих факторов
- Бездумная закупка ссылок
- Переоптимизированный контент
- Распространение спам комментариев
- Прогоны по мёртвым каталогам
Что работает?
- Улучшайте юзабилити
- Сосредоточьтесь на кластерах, а не на отдельных ключевых словах
- Вариативность в линбилдинге
- Внешняя оптимизация
- Голосовой поиск
- Больше внимания мобильной версии
- Глубокая и постоянная аналитика и анализ конкурентов
Заключение
Надеюсь данная статья была для вас полезной, и вы узнали что-то новое для себя. Подведём итог – если у вас есть сайт, и вы планируете им заниматься и развивать – то вам однозначно требуется, как минимум оптимизация и доработка вашего сайта.
Спасибо за внимание!