Виталий Соломин – один из наиболее знаковых артистов советских времен.
Который, кроме того, застолбил себе место в истории и в качестве режиссера-постановщика, и в роли сценариста, при том что посчастливилось потрудиться ему и на сцене, и в искусстве большого экрана, и на телевидении.
Уйдя со школьного двора в отчей Чите в 1959 году, Соломин направляет стопы в Первопрестольный град златых куполов, предпочитая не отставать от старшего брата Юрия, нацелившегося на актерство. Еще будучи студентом легендарной Щепки, Виталий уже стал появляться на сцене не менее легендарного Малого театра, а, окончив училище, он вливается в сильнейшую труппу уже на постоянной основе.
Съёмки в кино не заставили себя ждать и на утро после премьеры в 1965 году в великолепной ленте «Женщины» молодой и многообещающий артист проснулся знаменитым. Чего уж там кривить душой, подлинной визитной карточкой Соломина в кино, пожалуй, является мастерски исполненная роль доктора Ватсона в грандиозном остросюжетном сериале «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» Игоря Масленникова.
Артист продолжал интенсивно, самозабвенно и с полной отдачей трудиться и после того, как подлая клика Ельцина -Горбачева развалила Союз, хотя, увы и ах, существование в постсоветском бытии для Виталия Мефодьевича, как и для многих других людей творчества, оказалось чрезвычайно сложной штукой.
Замечу, что Виталия с его младых ногтей терзала каверзная гипертония –а значительно позже доходило до того, что то и дело на съёмочных площадках прибегали к помощи грима из-за периодического побагровения лица актера, то бишь, прилива крови, происходившего из-за невероятной работоспособности Соломина. Однако, актер к собственному здоровью относился спустя рукава и даже и не думал о том, дабы с благой целью поддерживать в более-менее сносном состоянии свою сердечно-сосудистую систему, при том, что её хрупкость для него отнюдь не являлась секретом. В то же время гипертонические кризы мастер тупо купировал всякими-разными таблетками, бригады неотложек частенько наносили ему визит в его родных пенатах, но на доскональное обследование и тщательное лечение Соломин все никак не соглашался, так как было ему всё недосуг и работа всегда и везде стояла у него во главе угла. Меж тем, чем старше становился Виталий, тем хуже становилось состояние его сосудов и соответственно самочувствие.
А здесь ещё когда великий и могучий Советский Союз приказал долго жить, приглашать артиста на роли стали заметно реже, и пусть уровень жизни его родных упал не намного, интенсивность своей деятельности брат Юрия Соломина и не думал уменьшать. А сами понимаете, это его изношенному организму было категорически противопоказано.
И вот смотрите, в двадцатых числах апреля 2002 года после окончания гастролей по Европе актер приехал в родной город совсем никаким, но несмотря на отвратное самочувствие, дал себе слово, что кровь из носу на следующий вечер появится на сцене родного храма искусств--ибо даже день отдыха был для него совершенно неприемлем.
Что ж, сказано--сделано. 24 апреля Виталий до поры до времени был хорош в первом акте пьесы «Свадьба Кречинского», но где-то за 13 минут до конца действа стал путать слова, речь его приобрела тягучесть, в движениях появилась разбалансировка, и в конце концов занавес опустили, а сам артист в полубессознательном состоянии покинул сцену на руках товарищей. Скорая явилась, как не удивительно, моментально и с острым нарушением мозгового кровообращения Соломина отправили в знаменитый институт Склифосовского, напротив которого я как-то стоял в страшной пробке и до такой степени надышался выхлопными газами, что проклял все на свете.
Между тем, методом операционного вмешательства Соломину постарались устранить кровоизлияние в мозг, бедолага находился в коме чуть ли не месяц, хотя, буду откровенен, близкие не теряли надежды на благополучный исход--главное, бы жил, пусть с актерством и пришлось завязать. К великому прискорбию, люди полагают, а Бог располагает-- второй инсульт прямо там же, на больничной койке, не заставил себя ждать, и все было кончено.
Тут нельзя не обратить внимания на тот факт, что одним из самых главных кумиров Соломина всю его карьеру был Андрей Миронов, который аналогично работал на износ, не обращал внимания на сигналы организма о неблагополучии и погиб чуть ли не при исполнении. Виталий то и дело высказывался в том плане, что он и сам хотел бы так уйти –и вы видите, как говорится, накаркал. Нить жизни Виталия Соломина прервалась 27 мая. И 60 отпущенных ему Господом лет разве это срок? Эх, да. Жутко и надсадно.
Меж тем, прощались с асом артистизма в родном для него храме искусств 31 мая 2002. В сей печальный день центр столицы выглядел парализованным под влиянием волнующихся толп народа, явившегося в последний раз почтить память подлинного мастера. Роскошный гроб о двух дверках-створках с телом покойного в соответствии с высокочтимой традицией храмов искусств был помещен на громадных сценических подмостках с открытым верхом. Гроб буквально утонул в океане шикарных изящно исполненных венков, и конвейер появления всё новых букетов не останавливался ни на минуту. В итоге в финале панихиды сцена представляла из себя сплошное цветочное пятно. Также замечу, что в глаза поклонников на заднем плане бросалось психологически доостоверное фотоизображение артиста, в то же время рядом с местами зрителей красовались костюмы любимых героев Соломина, в образах которых он был просто великолепен. Кстати говоря, всем особенно запомнилось выступление нашей несравненной исполнительницы песни "Издалека долго течет река Волга" Людмилы Зыкиной: в порядке общей очереди она приблизилось к ложу усопшего, и, как бы беседуя с актером, заметила, что готова тут же исполнить для мастера пару-тройку его любимых песен и сделала это незамедлительно.
Зал аж замер, пораженный донельзя. Как это принято в театральных кругах, выносили гроб на улицу и помещали в специализированный автомобиль под аккомпанемент бурных и продолжительных аплодисментов, которые, зародившись в самом театре, выплеснулись на улицы и близлежащие переулки и не смолкали в течение длительного времени.
Свой последний приют народный артист РФ нашел на 24 участке Ваганьковского кладбища. Участок с местом его погребения окаймлен изящной и словно искусно выкованной оградой из окрашенного металла, само же надгробие--этакая цельная и полностью отвечающая задумке архитектора композиция, состоящая из клумбы с увенчивающей её тумбой с прямыми углами, которую в свою очередь украшает шестиконечный крест нашей православной веры на специальной подставке. Которая также примечательна барельефом с половинчатым профилем мастера и ключевыми датами его существования. В то же время и о дренаже с защитой от сорняков не забыли, посыпав вакантную площадь вокруг памятника специальной мраморной крошкой.
Необходимо отметить, тот факт, что могила артиста спустя 20 лет после его кончины пусть не сияет как свежевыпущенный в советское время пятак, но уход и забота за последним пристанищем Виталия заметны и ощутимы. Чисто, прибрано, украшено цветами. А что ещё для для того, чтобы сердце было на месте, надо?
Да и то сказать, дочери артиста от Марии Леонидовой, Настя и Лиза находятся в самом расцвете сил. Да и сама 73-летняя Мария Антониновна на здоровье особо не жалуется. Так что последнее пристанище родного человека милые женщины в любом случае не оставят без внимания.
Даже несмотря на то, что согласно документальной биографической ленте «…И вагон любви нерастраченной!», которая дебютировала на Первом канале 10 декабря 2016 года к 75-летию актёра, в бытность официальным супругом Марии Соломин пережил два бурных и страстных романа с партнёршами по Малому театру — Еленой Цыплаковой и Светланой Амановой. Что ж, с кем не бывает. Мужик ведь не камень. Ему разнообразие требуется. Поймём и простим.
Благодарю за внимание.