Никакой магии за пределами Хогвартса.
В культовости фильмов о Поттере не сомневается никто. Мемы, отсылки, теории, фанфики – о «Гарри Поттере» говорят, с ним что-то сравнивают, его хвалят и ругают. У франшизы «Фантастические твари» другая судьба. Фанаты рады расширению любимой вселенной, но эту серию никогда не полюбят так, как оригинальные фильмы.
Недавний релиз «Фантастических тварей: Тайн Дамблдора» показывает, насколько всё плохо. Фильм – худший во всей волшебной франшизе. Что же пошло не так?
У фильма очень низкие сборы
Это следствие проблем, а не их причина. Но слабый результат у зрителей иллюстрирует тот факт, что аудитория теряет интерес к франшизе. «Тайны Дамблдора» собрали 400 миллионов долларов в мире. Звучит круто, но только в отдалении от других фильмов поттерианской вселенной.
Предыдущая часть с подзаголовком «Преступления Грин-де-Вальда» собрала около 650 миллионов долларов, а первый фильм – 814 миллионов при чуть меньшем бюджете. «Фантастические твари» идут на спад с каждой картиной. Только вступительный фильм про Ньюта Саламандера вышел на показатели, сравнимые с «Гарри Поттером».
Если что, худшие сборы франшизы до появления «Фантастических тварей» были у фильма «Гарри Поттер и узник Азкабана» – всего-то 796 миллионов. А самые высокие у второй части «Даров Смерти» – там аж миллиард с 341-миллионным хвостиком. Финал хотели увидеть все.
Понятно, что показатель ничего не говорит сам по себе – многие критики и зрители считают «Узника Азкабана» лучшим фильмом о Поттере. Но там и разница в сборах не столь существенная. Получается, что мы ещё не добрались до самого фильма, а уже видим, что он технически худший в истории киновселенной. Хотя бы по части денег.
Основные линии «Фантастических тварей» мешают друг другу
Проблему замечали ещё в «Преступлениях Грин-де-Вальда». Люди жаловались, что в фильме полно побочных линий и мало, собственно, фантастических тварей. Но сюжетный хаос «Тайн Дамблдора» переходит все возможные границы. Тут случается слишком много вещей, никак не зависящих друг от друга.
У нас есть Ньют, Куинни и Якоб – звёзды первой части «Фантастических тварей» и номинально главные герои. Проблема в том, что они не нужны фильму, сценаристы которого хотят рассказывать эпическую историю противостояния Дамблдора и Грин-де-Вальда, затрагивающую весь волшебный мир.
«Фантастические твари» делают вид, что Ньют и остальные критически важны для этой истории. Но на самом деле они лишь статисты, которых могло бы и не быть. В результате фильм теряет фокус, а у нас есть две глобальные линии. Они связаны между собой настолько слабо, что в идеальной вселенной это было бы два отдельных фильма.
Представьте себе кино, в центре которого история молодого Дамблдора. Тут вам и политика, и мрачные семейные тайны, и шикарный Джуд Лоу. Вышел бы отличный приквел к «Гарри Поттеру» с понятной концепцией и без героев, путающихся под ногами. А «Фантастические твари» были бы отдельным франчайзом про Ньюта, где большую роль играли бы волшебные звери. Примерно так, как это было в первом (удачном) фильме.
И у той, и у другой линии было бы своё законное пространство, где можно как следует развернуться. Но сценаристы заперли двух слонов в одной комнате и понадеялись, что они не растопчут сюжет. У оригинального «Гарри Поттера» таких проблем не было – есть троица главных героев, строгая иерархия второстепенных, новая проблема каждый учебный год и постепенно нарастающий метасюжет. «Фантастические твари: Тайны Дамблдора» – непоследовательный и хаотичный фильм. При просмотре легко устать и запутаться.
Вокруг «Фантастических тварей» слишком много скандалов
Иногда события за пределами съёмочной площадки негативно влияют на сам фильм. И скандалы с действующими лицами «Фантастических тварей» создавали очень нездоровый фон. Особенно это касается Джонни Деппа, которого временно отменили и заменили Мадсом Миккельсеном.
Но, помимо Джонни, успевшего стать звездой судебных заседаний, есть ещё два важных персонажа – Джоан Роулинг и Эзра Миллер. Начнём с самой писательницы. За время съёмок «Тварей» её обвиняли в расизме, жадности, неуважении к трансгендерам и постоянном желании вносить позднейшие правки в канон «Гарри Поттера».
Дошло до того, что фанаты вселенной вычёркивали имя писательницы из книг, а Роулинг не позвали на масштабный реюнион звёзд «Гарри Поттера». Ситуация получилась парадоксальная. С одной стороны, её произведения продолжили любить, а с другой – от тётушки Ро стали массово отказываться. И это затронуло в том числе релизы «Фантастических тварей».
Когда же Эзра Миллер начал сходить с ума и швырять в женщин стулья, никто уже не удивился. Франшиза «Фантастические твари» стала токсичной для публики – к ней относятся персонажи со спорной репутацией. А это только ускоряет падение. «Тайны Дамблдора» – пиковая точка проблем.
Персонажи фильма не смогли стать культовыми
Возвращаемся к оригинальному «Гарри Поттеру». Каждый персонаж любим аудиторией настолько, что про него найдутся десятки фанфиков и безумных теорий. Полумна Лавгуд, Хагрид, Флитвик, Филч, Люпин и даже такие ультраэпизодические ребята, как Виктор Крам – каждому доставалось немного фанатской любви. А как зрители переживали смерть Седрика Диггори? Кошмар.
Ничто из этого нельзя применить к героям «Фантастических тварей». Причём даже к основным. Часто ли вам встречались мемы с Куинни Голдштейн или Ньютом Саламандером? Вряд ли. И уж явно реже, чем приколы про Добби и носок. Как будто аудитория отказывается считать новых героев каноническими.
«Фантастические твари» заставили говорить о себе критиков, но не стали поп-культурным феноменом. Скандалы с участием Деппа, Роулинг и Миллера обсуждались гораздо чаще, чем сами персонажи. А экосистема взаимоотношений героев именно «Гарри Поттера» широко обсуждается до сих пор, хотя последний фильм вышел аж 11 лет назад. За это время можно родиться, вырасти и дождаться совы с приглашением в Хогвартс.
Как же это явление сказалось конкретно на «Тайнах Дамблдора»? Да самым прямым образом. Когда аудитории, по большому счёту, плевать на персонажей, она с гораздо меньшим аппетитом съедает побочные линии. А третья часть «Фантастических тварей» зачем-то подкидывает новых героев, на которых всем тоже плевать. Дело не только в том, что сюжетных линий многовато. Настоящая проблема в том, что никто не хочет их распутывать.
Режиссёр Дэвид Йейтс убил всю магию
Так уж вышло, что фильмы о Гарри Поттере снимали разные люди. Крис Коламбус в первых двух частях рассказывал волшебные сказки, Альфонсо Куарон в «Узнике Азкабана» переработал Хогвартс и создал крутое киноповествование, а Майк Ньюэлл в «Кубке Огня» сделал всё скучным и путанным. Начиная с «Ордена Феникса», все фильмы по вселенной Поттера снимал уже Дэвид Йейтс. И изначально его видение хорошо вписывалось в концепцию.
Йейтс завёз во франшизу холодные тусклые фильтры, что тогда воспринималось как сюжетный ход. С каждой частью «Гарри Поттера» мир становился взрослее, мрачнее и серьёзнее. Безжизненная палитра Йейтса вполне прилично передавала атмосферу.
Но когда он занялся «Фантастическими тварями», стало понятно – мужик просто любит бледность. Минимальная яркость включается тут с самого начала, а все потенциально мощные визуальные сцены выглядят скучно, неизобретательно и слишком натуралистично.
Помните финальную дуэль Поттера с Волан-де-Мортом? Или похожую сцену с Волан-де-Мортом и Дамблдором, где магические вспышки от палочек распространялись на всё помещение? Забудьте. Лучше посмотрите, как Криденс и молодой Дамблдор швыряются друг в друга камнями. Потому что магия в понимании Йейтса выглядит именно так.
Одна из главных претензий к «Фантастическим тварям» касается того, что в новых фильмах напрочь отсутствует магическая атмосфера. Всё слишком натуралистичное и тусклое – без чувства, что зрителей вернули к эмоциям ранних частей «Гарри Поттера». И если в первом фильме ещё были наивные сказочные сцены, то «Тайны Дамблдора» смертельно серьёзные и по-бухгалтерски скучные там, где хотелось бы красок. Но Дэвид Йейтс не тот человек, который мог бы их дать.
13 актеров, почти сыгравших в «Гарри Поттере». Тим Рот в роли Снейпа и Гендальф вместо Дамблдора
Убийца «Гарри Поттера» выйдет осенью. Что нужно знать о «Школе Добра и Зла»?