Найти тему
Бальзам для души

Артистка. Блокада

Глава 4.

Война застала Галю в Эстонии, где служил отец. Иногда что-то на него "находило", и он требовал видеть свою дочь. Вот и в июне 41 года он пригласил ее к себе на каникулы в г. Тарту.

Начало. Предыдущая глава.

Девочка наслаждалась красивой жизнью, которую здесь увидела. Гуляла по уютным, чистым улочкам Эстонского городка и поражалась удивительной разнице - люди здесь нарядные, сытые, живут в отдельных квартирах, и вовсе не в коммунальных. Нет той нищеты, к которой она привыкла у себя. В магазинах все есть, все вежливы, благодарят за каждую покупку... Это ли не райская жизнь?

Но отец тут же вернул ее на землю, назвав это происками капиталистов, одурманивающих советских людей "красивой жизнью", а эстонцев - недобитыми зажравшимися буржуями, с которыми пора покончить.

Накануне 22 июня он уехал из города по делам, и начало войны застало 14-летнюю девочку врасплох. Кругом шум, крики, паника, эвакуация... Она побежала в летную воинскую часть, которая спешно эвакуировалась, и успела выехать с летчиками на автобусе... Следом шел спецотряд, взрывая за собой мосты. Так для Гали началась война...

Школы в Кронштадте открылись 1 сентября, как и прежде, но дети теперь учились другому - гасить зажигательные бомбы, стрелять, перевязывать раненых.

Немцы наступали победным маршем. Самым первым в их городе пострадал гигантский линкор "Марат", стоящий в Петровской гавани, его разрезало пополам прямым попаданием. Когда школьники, узнав эту страшную новость, прибежали туда, увидели сотни раненых матросов, добирающихся вплавь до берега, на который они падали в изнеможении. И вода, вся красная от крови...

Вскоре бомбежки становятся ежедневными. Однажды воздушная тревога застала Галю на улице, и она спряталась в первую подворотню. Снаряд попал в этот же дом, где она скрывалась, только с парадной стороны.

После обстрела люди бросились туда - откапывать пострадавших. Галя - вместе с ними. Весь ход завален кирпичами, приходилось руками их раскапывать, и вот... достали первую мертвую женщину с выкатившимися из орбит глазами... Сердце девочки остановилось от ужаса. А рядом бегал пятилетий ребенок, плакал и кричал: "Мама, мама!!!". Это была первая встреча со смертью.

А потом началась блокада. Первым делом немцы подорвали продовольственные объекты. Бадаевские склады в Ленинграде горели несколько дней, и по мостовым текли расплавленные масло и сахар.

Начался голод, а вместе с ним лютая зима. Продукты выдавали по карточкам, и рацион с каждым днем таял. Люди умирали прямо на улицах и лежали там по несколько дней.

Галин отец в это время служил в Кронштадте, в воинской части, в продовольственном отделе. К своим родным он даже не наведывался, жил у любовницы Татьяны, у которой было двое детей. Кормил и содержал их, а еще ее мать и бабушку.

На встречу Нового 1942 года Галю решила пригласить Татьяна, чтобы познакомиться. Родной отец об этом даже не додумался.

И вот девочка стоит перед ней худющая, одни глаза, в чем душа только держится. А Татьяна, увидев ее, удивилась:

- Павел, почему дочка у тебя такая худенькая?

Словно и не знала, что люди, как мухи, на улицах мрут от голода. Словно в другом мире жила.

А стол ломится от яств и главное украшение - жареный гусь! Это же такое чудо, а запах - умопомрачительный! Природная стеснительность не позволила девочке с жадностью наброситься на еду. Это и спасло ей жизнь. Попробовала немного, попросив кусочек для бабушки.

Галина семья вся опухла с голоду. Мужчины слабели первыми. Андрей сразила цинга, он потерял все зубы и еле передвигался. Вся адмиральская мебель была порублена на дрова, но и это не спасало. Бабушка уже не вставала, только сидела возле буржуйки, дремала и грелась. Однажды на ней вспыхнуло платье. Перепуганная Галя бросилась ее тушить, накинув одеяла. Ожоги были третьей степени, от колен до шеи. Умерла она на третий день...

Весной вышел указ об эвакуации женщин и детей - через Ладожское озеро, которое пока не растаяло. Люди ехали в переполненных грузовиках, ночью. А немцы простреливали дорогу, метр за метром, кругом воронки от бомб, машины часто уходили под лед. Но десятки тысяч людей помогла спасти "Дорога жизни". А на том берегу людей ждало тяжкое испытание - еда! Обезумевшие от голода люди не выдерживали, набрасывались на хлеб и... умирали в жутких мучениях. Такая судьба ждала двоих младших детей тети Кати, которая уехала вместе со своими тремя детьми.

Звала с собой и Галю, но та отказалась. Похоронив бабушку, единственного человека, кто ее любил, девочка стала совершенно безразличной к своей участи. Тем более чувство голода уже ее не мучило, притупилось, не хотелось шевелиться, а только спать и... мечтать.

Продолжение читайте здесь