«Я ничего не делаю. Но без меня не обойтись»
«И что же вы, уважаемый, здесь делаете? Вы не дирижируете оркестром и не играете на музыкальном инструменте, не рисуете декорации и не танцуете. Так что же вы делаете?» – спросил как-то король Испании Сергея Дягилева.
«Я ничего не делаю. Но без меня не обойтись», – ответил создатель и организатор знаменитых «Русских сезонов» – выступлений артистов Императорских театров Москвы и Санкт-Петербурга за границей в 1908–1921 годах. Впоследствии «Русские сезоны» признают самыми известными театральными гастролями в мире.
🔹 18 июня 2022 года. Мариинский театр. Балеты «Жар-птица», «Весна священная».
🔹 25 июня 2022 года. Большой зал Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича. «Русские сезоны», музыка Игоря Стравинского.
Яркие и чувственные гастроли прославили мощь и красоту российского искусства. Они повлияли на творчество Коко Шанель, Ива Сен-Лорана, Поля Пуаре, Пабло Пикассо и многих других. И конечно, заразили мир любовью к балету.
Русский балет как явление
«К моменту появления дягилевской труппы в Европе не существовало классического балета как жанра, он был приложением к опере», – говорит Николай Цискаридзе, ректор Академии русского балета имени Вагановой.
А вот при императорском дворе в России XIX века балет процветал. Дягилев считал его самой удачной формой музыкально-театрального представления. Чтобы показать европейской публике русскую оперу, требовалось преодолеть языковой барьер. А язык танца и музыки не требовал перевода.
Именно балет принес славу «Русским сезонам»
Для сезона 1910 года Дягилев решил поставить балет «Жар-птица» на тему старинных русских сказок. Музыку заказал композитору-фольклористу Анатолию Лядову, но тот нарушил сроки. Тогда Дягилев предложил реализовать идею сказочного балета малоизвестному Игорю Стравинскому. Так 28-летний композитор был открыт миру.
Сотрудничество длилось три года и принесло три великих балета: «Жар-птица» (1910), «Петрушка» (1911) и «Весна священная» (1913).
Все произведения написаны для большого оркестра и активно используют русские фольклорные темы.
«Жар-птица» – первый балет с русскими мотивами
Стравинский работал быстро и написал музыку к либретто за два месяца. Премьера состоялась 25 июня 1910 года в Париже, на сцене Гранд-опера.
Сказочный мир Кощея Бессмертного противопоставлен человеческому миру Ивана Царевича. В чудесном саду с золотыми яблоками резвится Жар-птица Карсавина в полупрозрачных шароварах и с фазаньими и страусиными перьями на голове.
Балет по мотивам русских народных сказок о волшебной Жар-птице парижане назвали «чудом восхитительнейшего равновесия между движениями, звуками и формами». Стравинский был представлен всем хозяйкам салонов, всем знаменитостям и театралам Парижа.
Художник Марк Шагал в 1964 году расписал плафон парижского театра Гранд-опера. В нем пять цветовых секторов со сценами из музыкальных произведений. В красном секторе – Жар-птица, героиня русских сказок и гениального балета Игоря Стравинского.
«Петрушка» – хит 1911 года
Гонорар Стравинского за «Жар-птицу» был всего 1500 рублей (100 фунтов). Однако успех окрылил молодого композитора. Он сразу приступил к созданию нового балета.
«Петрушка» – русские потешные сцены в четырех картинах – впервые показаны 13 июня 1911 года в рамках «Русских сезонов» в парижском театре Шатле.
Действие «балета-улицы», как говорил автор либретто Александр Бенуа, происходит в 30-е годы XIX века на Адмиралтейской площади в Петербурге. На улице Масленица, балаганы, ярмарка, фокусники и любовная драма кукол – Петрушки, Арапа и Балерины. Петрушка-Нижинский с белым лицом, в свободной блузе и повернутыми внутрь ногами в черных ботинках сидит в комнате-коробке и мечтает о Балерине-Карсавиной в юбочке и панталонах.
«Весна священная» – гипнотическая стихия ритма
Впервые балет показали 29 мая 1913 года в только что открывшемся Театре Елисейских Полей в Париже.
Эта премьера стала одной из самых резонансных в истории музыки.
Представление закончилось грандиозным скандалом. Публика не оценила причудливые декорации Николая Рериха, экзотическую хореографию на тему языческих обрядов Вацлава Нижинского и пришла в негодование от сложной, какофонически громкой и резкой музыки Стравинского.
Уже через несколько минут в зале недовольно кричали, свистели, вскакивали с мест, а потом была даже драка.
🔹 Стравинский писал в мемуарах: «Обычному меломану всегда было трудно понять новую музыку своего времени».
🔹 Рерих в своей биографии рассказывал: «Я помню, как во время первого представления публика свистела и кричала так, что ничего нельзя было услышать».
Один из французских критиков, писавший об «абсурдности» нового балета Стравинского, неожиданно оказался пророком: «Композитор написал партитуру, до которой мы дорастем только в 1940 году».
Но уже через год публика устроила восторженную овацию и кричала «Браво!» музыке и несла композитора на руках.
Авангардная постановка Нижинского, гениального танцовщика, окончившего Петербургское балетное училище и начавшего свою карьеру в Мариинском театре, произвела революцию в балетном искусстве. Хореография, где группы людей двигаются в синхронных конвульсиях, словно заколдованные, заложила основы танца ХХ века.