9 июня Пентагон выпустил информационный бюллетень, в котором признал факт финансирования биолабораторий на территории Украины. Признали — и тишина, пресса молчит, словно никому это не интересно. Мы бы и сами пропустили эту новость, если бы на неё не обратило внимание МО РФ.
Итак, что же заявил Пентагон? Текст максимально размыт, а его авторы стараются отвлечь внимание читателя (а это документ в основном для журналистов) от текущих событий. В частности, для этого они увеличивают фокус: в ответ на вопрос о биологическом оружии начинают говорить о всём спектре ОМП.
Документ начинается ещё с СССР и его военного и научного наследия. Мол, Союз распался, возникли независимые государства (помимо РФ как правопреемницы), на территории которых остались научные центры, производства, средства базирования и доставки ОМП. С этим нужно было что-то делать и США возглавили эту непростую работу.
Дальше идёт довольно подробный отчёт по результатам программы Нанна-Лугара (уничтожение запасов ОМП, средств их производства и доставки, конверсия производств и т.п.) и подчёркивается, что до 2014 года РФ была участником и партнёром в этой деятельности.
В отчёте мы впервые встречаем упоминание о том, что США массово привлекали «...бывших российских [видимо, «бывших советских» — Репортёр] ученых-биологов для проведения мирных биологических исследований в целях общественного здравоохранения с полного одобрения российского правительства. (Такого рода проекты были очень похожи на проекты биологических исследований, которые Россия сейчас критикует в других бывших советских странах).».
Далее говорится о том, что у Украины нет программ ядерного, химического или биологического оружия: упомянуты соответствующие заявления Верховного представителя ООН по вопросам разоружения Изуми Накамицу (март 2022) и заместителя Верховного представителя ООН по вопросам разоружения (май 2022).
Однако Украину в этом никто и не обвинял. Позиция МО РФ была иной: там утверждали, что Украина участвовала в американских программах разработки биологического оружия.
Дальше интересный раздел об отсутствии у Украины программы создания ядерного оружия. Программы нет, оружие давно вывезено, шахты уничтожены, плутония почти нет, а небольшие запасы высокообогащённного урана (ВОУ) нужны для научных целей.
В этом месте мы делаем паузу. Ещё в конце мая генеральный директор МАГАТЭ Рафаэль Гросси, выступая на Давосском экономическом форуме, заявил о наличии на Запорожской АЭС около 30 тонн плутония и 40 тонн ВОУ. Это достаточно большие запасы для государства с отсутствующей ядерной программой.
Украина тогда это заявление опровергла, однако от МАГАТЭ опровержений не было
И вот наконец после ЯО Пентагон приступает к главному — биологическому оружию. По сути, единственное, что признаёт Пентагон — финансирование 46 лабораторий на территории Украины: «Совместные программы были сосредоточены на улучшении общественного здравоохранения и мер безопасности в сельском хозяйстве в связи с нераспространением».
Проверить это, к сожалению, никак нельзя. Во-первых, грань между военными и невоенными исследованиями в случае с биологическим оружием размыта. Во-вторых, для контроля за соблюдением КХО (конвенции о химическом оружии) существует ОЗХО. А вот для соблюдения КБО (конвенции о биологическом оружии) аналогичной организации нет: ещё в 2001 году США заблокировали её создание. К слову, сделала это тогда госсекретарь Хиллари Клинтон.
Напомним, что именно на Демократическую партию США МО РФ ранее указывали как на главного лоббиста финансирования соответствующих программ, в т.ч. и на Украине.
Кроме того, в некоторых из украинских лабораторий ещё весной были обнаружены протоколы уничтожения результатов исследований. Если цели исследований исключительно мирные и гражданские, а работа — прозрачна, для чего уничтожать результаты?
В общем, Пентагон ответил не на все вопросы.