Последний майский день 1901 года не предвещал каких-либо неординарных событий в будничной жизни Санкт-Петербурга, все судостроительные предприятия которого на тот момент занимались реализацией программы усиления флота «Для нужд Дальнего Востока». В частности, на Галерном островке, на стапелях каменного эллинга №1
и деревянного — №2, в это время шло строительство эскадренного броненосца «Орел» и крейсера I ранга «Витязь», зачисленного под этим наименованием в списки судов флота приказом по Морскому ведомству от 21 апреля 1901 года. После спуска его на воду эллинг №2 планировалось разобрать.
Строительство «Витязя» осуществлялось по проекту крейсера «Богатырь», заказанного Россией германской верфи «Вулкан»,
с внесением в него ряда корректив. Первые листы горизонтального киля из «закладочной ведомости» были установлены на дубовые кильблоки (или стапельблоки) 21 октября 1900 года.
При сборке корпуса в основном были задействованы корабельный
и плотницкий цехи. Первый работал с металлическими конструкциями,
а второй — с деревом, которым детали набора фиксировались
в установленном положении — всевозможными подмостками, подпорками, подставками, распорками и оттяжками, и все это производилось с помощью простейших приспособлений
и производственного опыта, передаваемого по наследству.
В результате под корпусом появлялся целый лес подпоров, числом
в несколько сот штук, воспринимающих и передающих часть громадного веса корпуса корабля на стапель. По мере монтажа конструкции часть
из них убирают, заменяя более толстыми, до 40 см в диаметре.
Здесь надо отметить, что российская система судостроительных лесов считалась самой сложной в мире, поскольку при дешевизне дерева на нем не экономили, когда требовалось обеспечить надежность и безопасность. Иностранные судостроители, попадая на российские верфи, поражались обилию дерева вокруг корпусов строящихся кораблей. Впрочем, точно
так же их русских коллег удивляла кажущаяся легкомысленность лесов
на заграничных стапелях, где дерево стоило дорого и употребляли его весьма экономно. Древесина применялась только выдержанная, в виде бревен, бруса и досок разной толщины.
К маю степень готовности его корпуса достигла 10%, что позволило провести в среду 23 мая торжественную церемонию закладки крейсера
в присутствии генерал-адмирала великого князя Алексея Александровича, а также члена Государственного совета, генерал-адъютанта адмирала О.К. Кремера, управляющего Морским министерством вице-адмирала П.П. Тыртова, начальника Главного морского штаба (ГМШ) вице-адмирала Ф.К. Авелана, его помощника контр-адмирал М.А. Реунова, членов Адмиралтейств-Совета адмирала В.П. Шмидта, вице-адмиралов Н.И. Казнакова и П.Н. Назимова, председателя МТК вице-адмирала Ф.В. Дубасова, командира Санкт-Петербургского порта вице-адмирала К.К. Де-Ливрона.
По завершении этих торжеств дальнейшая производственная деятельность предприятия в общем вернулась в рабочую колею.
На «Витязе» шла сборка днищевого набора в районе котельных
и машинного отделений, были установлены по меньшей мере по четыре бортовых стрингера, между ними вставлено по четыре секции шпангоутов, к которым снизу приклепали несколько поясов внешней обшивки и сверху уложили вгладь три пояса второго дна, образовавших крупные герметичные отсеки. Таким образом и шло строительство «Витязя» до рокового полдня четверга 31 мая.
Обед на российских заводах длился около двух часов и заканчивался кратким сном, при этом состоятельные мастеровые шли в столовую,
а другие ограничивались закусками, принесенными из дома, после чего заваливались спать в различных закоулках эллинга. Незадолго до двух часов пополудни работы на «Витязе» возобновились, однако их обычный ход был нарушен дымом в носовой части эллинга с правой стороны,
а вскоре появилось и открытое пламя, стремительно распространявшееся по лесам, установленным вокруг корпуса, под самую крышу здания
и перебрасывающееся на конструкции самого эллинга.
Среди рабочих возникла паника, подхлестываемая криками: «Спасайся!». По свидетельству очевидцев, был опрокинут нагревательный горн для заклепок. Горящий уголь и раскаленные заклепки посыпались вниз
и упали с высоты в несколько метров на «благоприятную почву» — слой опилок, стружки и мелкой щепы, послужившие прекрасной растопкой для самого грандиозного за последние 30 лет пожара в Санкт-Петербурге.
Тут же огонь набросился на штабель тонких досок, заготовленных
для снятия шаблонов с готовых конструкций корпуса. Не сильный,
но постоянный ветер с залива превратил эллинг в аэродинамическую трубу, и через считанные минуты все сооружение оказалось в огне. Мастеровые разбежались, но вспомнив, что под листом второго дна находится рабочий, который не сможет выбраться самостоятельно,
так как обшивка наглухо притянута сборочными болтами к угольникам шпангоутов и стрингеров, вернулись и начали отвинчивать гайки.
Однако упущенное во время паники время сыграло роковую роль в судьбе замурованного в тесном отсеке человека. Оставалось всего несколько гаек, когда пламя подошло вплотную, и на спасателях стала тлеть одежда, они побежали наружу, но вокруг был сплошной огонь, и им пришлось броситься в Неву и плыть по ней и правому рукаву Фонтанки, где уже пылали склады с несколькими сотнями кубических сажен дров, пока
их не подобрали катера.
С начала пожара дали знать в ближайшую Коломенскую пожарную часть, откуда и прискакал первый пожарный обоз, тут же приступивший
к тушению огня. Оценив обстановку, дали команду на подъем на каланче двух красных флагов — сигнал сбора всех пожарных частей города, специальных пожарных пароходов, прибывших из Кронштадта (один
из них именовался «Полундра»), судов финского пожарного общества
и резервов.
Пожар был виден во многих районах Санкт-Петербурга, бурый дым протянулся по ветру через весь город. Воспитанники Инженерного училища императора Николая I, проходившие производственную практику на Галерном островке и квартировавшие в Морском кадетском корпусе, где они находились для приема пищи, под руководством корабельного инженера В.И. Невражина бросились через Николаевский мост на левый берег Невы и далее к Галерному островку. По пути их обгоняли идущие на полном карьере пожарные части со всего города, двигались матросы флотских экипажей в белых робах с ружьями. Морские и городские власти стягивали все спасательные средства к месту пожара, куда уже прибыли вызванные по телефону управляющий Морским министерством вице-адмирал П.П. Тыртов, помощник начальника ГМШ контр-адмирал М.А. Реунов, командир Санкт-Петербургского порта вице-адмирал К.К. Де-Ливрон, вицеадмирал Н.И. Казнаков, градоначальник генерал-лейтенант Н.В. Клейгельс и другие.
Ознакомившись с обстановкой, брандмейстер полковник М.А. Кириллов направил основные силы на спасение каменного эллинга №1, с корпусом эскадренного броненосца «Орел» (стоимость 5 млн), и запасов каменного угля в несколько миллионов пудов. В течение получаса огонь
с деревянного эллинга перебросился на административное здание конторы, а с него на небольшой стапель, с двумя ремонтирующимися баржами, и набережную Фонтанки. Огонь, бушующий на стапеле «Витязя», срывал раскаленные листы крыши, которые вместе
с головешками и искрами воспламенили механическую мастерскую
и, перелетев через узкий рукав реки, попали на длинные деревянные магазины Сухопутного ведомства, которые мгновенно вспыхнули.
Кроме того, искры, а затем и целые головешки стали долетать и до стоящего у эллингов достраивающегося на плаву крейсера I ранга «Паллада», грозя воспламенить и его. Поначалу экипаж корабля
и пожарные пароходы поливали палубу водой, но затем крейсер, подальше от греха, отбуксировали к находящемуся напротив
Балтийскому судостроительному заводу.
Наступление на огонь шло широким фронтом, и первыми в борьбу с ним вступили рабочие-строители «Орла», пользуясь подручными средствами, так как городской водопровод не обеспечивал нужного напора струи, бившей всего на один аршин. Из кадок, черпаками и кружками они поливали тлеющие леса и переплеты окон эллинга, стекла которых полопались от жара. Мастеровые сильно рисковали, особенно бывшие
на верхних этажах лесов, тем не менее им удалось отстоять от огня эллинг до прибытия пожарных.
А ситуация складывалась даже очень опасная. Близость пылающего эллинга №2 создавала угрозу воспламенения лесов вокруг корпуса «Орла», в особенности с левой стороны, где огонь пытался перебраться
по деревянному переходному мостику...
Продолжение статьи о пожаре на Галерном островке читайте позднее на нашем канале или в сборнике "Гангут №76" (2013 г.)
© В.В. Хромов
Перед Вами фрагмент статьи из сборника "Гангут №76"/2013
Ещё больше интересной информации и сами книги у нас в группе https://vk.com/ipkgangut
Друзья, если статья вам понравилась - поддержите нас лайком и/или репостом, напишите комментарий. Наш канал - молодой, нам очень важно ваше мнение и поддержка!