В этой статье поговорим о таком понятии как "громкость аудиосистемы"
Все описанное в этой статье - мое личное мнение. Мои личные впечатления и результаты анализа, проводимого много лет.
Громкость измеряется в децибелах.
возьмем из Яндекса простейшую табличку, в которой приведены различные уровни звукового давления (громкости) и соответствующие им ощущения человека:
смотрим сразу на самую большую громкость - 120 дБ.
А вы знаете , что сейчас совершенно спокойно люди строят аудиосистемы в машинах, которые при ежедневной эксплуатации достигают уровня громкости в 150-160 дБ? Это модно называть забавным словом - "повседнев". Такой термин ввели какое-то время назад любители громких автомобильных аудиосистем (SPL-sound pressure level).
Вы , наверняка, встречали такие машины в потоке. Особенно много их на Югах России.
Мировой рекорд по громкости автомобильной аудиосистемы варьируется в пределах 175-185 дБ. Зависит от видов соревнований и методике замеров.
В повседневной жизни ОБЫЧНОГО взрослого человека, который не хочет поразить весь свой район громкой аудиосистемой, вполне нормальным уровнем громкости в машине будет - 90-100 дБ. 100 дБ - это, чтобы вы понимали, тот уровень, когда заиграла любимая песня и вам захотелось "драйва" .
Теперь давайте поймем, что значит - Громкая аудиосистема.
Для взрослого человека - это уровень 90-110 дБ. Взрослый человек, с моей точки зрения - достигший определенного возраста (больше 35 лет, обычно) и материального благосостояния человек, который уже точно понимает, что он хочет получить от инсталляции. Может четко это объяснить установщику. И может за это заплатить.
Для молодежи: 120-140 дБ. К этой категории можно отнести всю молодежь, которая считает, что система должна играть громко, а качество - не играет особой роли. Особых средств на реализацию всех "хотелок", у молодежи нет. Это направление дооборудования автомобиля сейчас называется "громкий фронт" .
Для экстремальной молодежи: больше 140 дБ. К этой категории мы отнесем и всех тех, кто участвует в соревнованиях по SPL (Sound Pressure Level). В переводе - уровень звукового давления. Это - отдельная категория. Здесь последние деньги тратятся на сабвуферы и усилители.
Статья написана не только для того, чтобы вы примерно поняли что есть ГРОМКО, а что есть НОРМАЛЬНО. Смысл статьи еще и в подготовке читателя (и потенциального клиента) к разговору с установщиком. Ведь один из основных вопросов, который вам задаст инсталлятор - "как громко вы слушаете музыку в машине"?. А второй вопрос - " а как громко ХОТИТЕ слушать?".
Откуда такой вопрос?
Отсюда: все аудиосистемы, условно, можно разделить на три категории:
- громкие, но без особого качества звучания;
- тихие, но качественные ;
- громкие и качественные.
первая категория - mass product. Именно на потребителей такого продукта рассчитывают и производители оборудования и большинство установщиков. В этом сегменте можно быстро, просто и с небольшими финансовыми затратами, повысить общий уровень неискаженной громкости аудиосистемы в автомобиле и добавить баса. Чего и требуется в большинстве случаев. Т.к. на рынке присутствует огромное количество оборудования бюджетного и среднего уровня, то профессиональному установщику не составляет особого труда "собрать" нужную систему в короткие сроки.
вторая категория - эстеты, которые хотят получить КАЧЕСТВО звука , а не его количество, но ограничены финансами. Установщику приходится идти на определенные ухищрения при работе. К тому же, установщик сильно ограничен в построении концепций аудиосистемы. Обычно - это фронтальная "поканалка", построенная на одном усилителе. Но все упирается в бюджет , конечно.
третья категория - самые интересные и "сочные" клиенты любого инсталляционного центра. Они знаю ЧТО они хотят, с КАКИМ КАЧЕСТВОМ и понимают что это стоит ДОРОГО. В данной категории как раз и начинается творчество установщика. Хотя многие идут по проторенной дорожке и строят системы без всякой "изюминки". И большинство клиентов все равно остается довольны. Секрет прост: я неоднократно писал, что успех инсталляции состоит из правильно подобранных качественных компонентов, правильной установки и финальной настройки. Если взять топовое оборудование от любого производителя, оно не может не заиграть (при правильной инсталляции)
Расскажу и про особенности самого оборудования:
- акустика
есть несколько основных параметров , по которым и выбирается акустика в ваш автомобиль. Для многих , первым критерием является цена. Но если смотреть не только на цену, но и на ТТХ самого оборудования, то нужно обратить внимание на : чувствительность, сопротивление , номинальную мощность, резонансную частоту, посадочную глубину.
высокая чувствительность - более 91 Дб, означает, что акустика будет играть достаточно громко при небольшой подводимой мощности. Но есть и обратная сторона медали - в дешевой акустике, чем выше чувствительность, тем больше искажений на большом уровне громкости. Высокочувствительную акустику вполне можно использовать в системах без усилителя. Крайне редко можно встретить высокочувствительную акустику класса hi-fi.
номинальная мощность. По английски обозначается - RMS. Это та мощность, которую может "переварить" акустика длительное время. Обычно : 50-100 Ватт. Мощность акустики должна соответствовать мощности усилителя. Если акустика имеет RMS 150 Ватт, а усилитель выдает только 50 Ватт на канал, то усилитель не сможет полноценно контролировать динамик. Начнутся искажения уже при средней громкости. Получается , что вы неправильно подобрали оборудование и зря переплатили за него (здесь, конечно же, не все так однозначно, как я пишу, но если вдаваться в подробности, вы будете уже относится не к первой категории потребителей, а ко второй и третьей)
резонансная частота - Fs. Чем она ниже, тем басовитей динамик.
Сопротивление. бывает 1, 2, 4, 8 Ом . Чаще всего встречается - 4 Ома. Большое количество штатной акустики (что установлена в авто с завода) имеет сопротивление 8 Ом. Многие производители делают акустику с сопротивлением 2 Ома.
При этом , нужно смотреть на аналогичный параметр усилителя, который будет работать с акустикой. Он может работать с нагрузкой в 4 Ома, но не работать с 2 Омами.
посадочная глубина. стандартная глубина - обычно 70-75 мм. бывает акустика тоньше, бывает больше. Все зависит от посадочного места конкретно в вашем автомобиле. Главное не ошибиться и не купить динамики, которые не влезут к вам в посадочные места. Либо влезут, но будут мешаться стеклу.
- усилители
усилитель. обычно, выбирается по следующим параметрам: 1) мощность (на канал); 2) встроенные фильтры (кроссовер); 3) возможность работы на нагрузку в 1\2\4 ома ; 4) возможность "мостового" включения пары каналов ; 5) размеры. Дальше идут параметры, которые понимают установщики, которые подбирают оборудование для инсталляции : отношение сигнал\шум, демпинг-фактор, классы усиления (AB, D), входы высокого уровня. Эти тонкости, которые рядовому потребителю особо не нужны.
практически все современные усилители из бюджетного и среднего сегментов имеют мощность 50-150 ватт на канал, достаточно неплохие фильтры (кроссоверы), которые позволяют реализовать классические схемы построения аудиосистемы (фронт+тыл; фронт+сабвуфер и т,д.). И они выполняют свою главную задачу - они усиливают звуковой сигнал. Если ваша штатная магнитола имеет примерную мощность 12-15 Ватт на канал, то усилитель - 50-100 Ватт. Понимаете разницу?
Оборудование из бюджетного сегмента отличается большими размерами (особенности бюджетной схемотехники), скромными возможностями встроенных кроссоверов, большими шумами (соотношение сигнал\шум).
Оборудование среднего уровня и hi-fi уровня - это возможности для инсталлятора для реализации непростых автозвуковых задач под любого клиента и под любой автомобиль. Это более сложная схемотехника (как следствие - меньшие размеры), более качественное звучание, более гибкие в настройке встроенные фильтры. Да и вообще, у такого оборудования, обычно, намного больше возможностей в плане построения нестандартной системы.
Советы установщикам
Этот абзац я пишу не просто так. Опишу здесь некий алгоритм общения с клиентом, который поможет обеим сторонам.
Идеально - иметь некий демо-кар с установленной аудиосистемой. Посадив клиента в такую машину , вы можете продемонстрировать сразу все преимущества новой аудиосистемы. В том числе, вы можете понять что для клиента ГРОМКО, а что - НОРМАЛЬНО. Отталкиваясь от этого понимания, гораздо проще спланировать и собрать систему. И не попасть впросак в момент выдачи, когда клиент скажет - я хотел громче.
Если система позволяет, покажите клиенту как она играет БЕЗ сабвуфера и с ним. Многие клиенты сомневаются в том, нужен ли им сабвуфер (хотя место для его размещения есть). И не понимают того, что вы им пытаетесь объяснить разводя руками - "драйв, глубина баса и т.д."... Достаточно просто включить музыку с нормальной НЧ составляющей и все вопросы закончатся.