Найти тему

Палаточный бизнес: как пережить кризис, открыв глэмпинги

Источник: unsplash
Источник: unsplash

Моя знакомая, Анастасия, до новой реальности спокойно производила туристическое снаряжение. Потом спрос не то чтобы упал, он просто возник еще и там, где он был не слишком заметным. Народ стал увлекаться более “диким” туризмом, причем речь идет не только о палатках и посиделках с гитарой у костра. В итоге Настя решила строить в Подмосковье глэмпинг. Это не совсем палаточный городок - в каждом “шалаше” есть удобства, но при этом он сохраняет иллюзию легкой дикости и близости к природе. Конечно, никто с глэмпингом ее не ждал ни на рынке в целом, ни в администрации соседнего сельского поселения в частности. В итоге она не только столкнулась с трудностями и успешно преодолела их, но и написала пошаговую инструкцию, как с ними бороться.

  1. Определила, как кризисная ситуация повлияла на поведение клиентов. Прежде всего, Анастасия ответила на вопросы, как внешние экономические факторы отражаются на ее целевой аудитории – представителях среднего класса, которые живут в Москве и выбирают активный отдых на природе. Она заметила, что несмотря на общее падение покупательской способности, для глэмпинга развитие внутреннего туризма – только плюс. Люди экономят на товарах и сервисах, таких как кофе на вынос или заказ такси, меньше выезжают за границу, но при этом готовы позволить себе короткий отдых на природе.
  2. Она сразу стала формировать накопления. Это позволяет платить зарплату сотрудникам и нести необходимые расходы на содержание глэмпингов в течение 2-4 месяцев в случае, если кризис сильно ударит по доходам. Такая “подушка безопасности” оказалась актуальной еще во время пандемии: после локдауна предпринимательница откладывала деньги в накопительные фонды, что позволило легче пережить этот период. Так, 20% из фонда развития она направила на усиление диджитал-маркетинга, поскольку изменились рекламные инструменты и повысился CPL. То есть привлечение одного клиента стало обходиться компании дороже. Маркетинговые компетенции Анастасия прокачала на бесплатных курсах для предпринимателей на Цифровой платформе МСП.РФ.
  3. Переход на “ручное управление” бизнесом. Когда бизнес стал идти в гору и открылись новые домики, Анастасия поручила многие обязанности, которыми раньше занималась сама, управляющим. С наступлением трудных времен пришлось ежедневно проверять все цифры и метрики, постоянно встречаться с командой, включая маркетолога, для координации дальнейших шагов. Она не стала экономить на базовых вещах, поскольку сокращение расходов тянет за собой целую цепочку изменений в бизнесе. Потому было важно не ронять уровень сервиса: к примеру, не экономить на уборке домиков и качестве питания для гостей.
  4. Идея с глэмпингами выросла для моей знакомой из первого бизнеса – компании по производству продукции для активного отдыха, включая одежду – непромокаемые куртки, штаны, термобелье и тому подобное, и походное снаряжение. Параллельно с развитием глэмпинга она искала новых партнеров и рынки сбыта, здесь ей помог помог сервис Производственная кооперация и сбыт, объединяющий производителей с торговыми сетями.
  5. Наконец, Анастасия решила использовать внешние источники поддержки и подала заявку на грант для развития бизнеса. В стране набирает популярность экотуризм, а также агро-, или сельский туризм, и отрасль относится к приоритетным направлениям в плане господдержки. Те компании, которые создают новые маршруты по стране, строят модульные дома отдыха и разрабатывают цифровые путеводители, могут рассчитывать на поддержку в размере до 3 млн рублей. Тут пригодился другой сервис Корпорации МСП – Рейтинг моего бизнеса, который присваивается компаниям, и в результате анализа можно определить доступные меры поддержки.

Вообще, государство сегодня активно поддерживает предпринимателей и есть смысл внимательно отслеживать антикризисные меры поддержки на федеральном и региональном уровне.

Стать антикризисным менеджером проще, чем кажется: для принятия управленческих решений можно составить таблицы в Excel с данными по ассортименту, рентабельности продаж и маржинальной прибыли. Это позволит не только увидеть текущую ситуацию, то и быстро реагировать на изменения.

С помощью простых правил Настя смогла пережить кризис и расширить бизнес: во время пандемии она вышла в ноль, а за последующий год ее доходы выросли на 50%. Она планирует построить 2 новых домика в текущем году и по возможности открыть новые глэмпинги в Тверской области.

#мсп #сервисы для бизнеса #стартап #корпорация мсп #малый бизнес #it