Моя знакомая, Анастасия, до новой реальности спокойно производила туристическое снаряжение. Потом спрос не то чтобы упал, он просто возник еще и там, где он был не слишком заметным. Народ стал увлекаться более “диким” туризмом, причем речь идет не только о палатках и посиделках с гитарой у костра. В итоге Настя решила строить в Подмосковье глэмпинг. Это не совсем палаточный городок - в каждом “шалаше” есть удобства, но при этом он сохраняет иллюзию легкой дикости и близости к природе. Конечно, никто с глэмпингом ее не ждал ни на рынке в целом, ни в администрации соседнего сельского поселения в частности. В итоге она не только столкнулась с трудностями и успешно преодолела их, но и написала пошаговую инструкцию, как с ними бороться.
- Определила, как кризисная ситуация повлияла на поведение клиентов. Прежде всего, Анастасия ответила на вопросы, как внешние экономические факторы отражаются на ее целевой аудитории – представителях среднего класса, которые живут в Москве и выбирают активный отдых на природе. Она заметила, что несмотря на общее падение покупательской способности, для глэмпинга развитие внутреннего туризма – только плюс. Люди экономят на товарах и сервисах, таких как кофе на вынос или заказ такси, меньше выезжают за границу, но при этом готовы позволить себе короткий отдых на природе.
- Она сразу стала формировать накопления. Это позволяет платить зарплату сотрудникам и нести необходимые расходы на содержание глэмпингов в течение 2-4 месяцев в случае, если кризис сильно ударит по доходам. Такая “подушка безопасности” оказалась актуальной еще во время пандемии: после локдауна предпринимательница откладывала деньги в накопительные фонды, что позволило легче пережить этот период. Так, 20% из фонда развития она направила на усиление диджитал-маркетинга, поскольку изменились рекламные инструменты и повысился CPL. То есть привлечение одного клиента стало обходиться компании дороже. Маркетинговые компетенции Анастасия прокачала на бесплатных курсах для предпринимателей на Цифровой платформе МСП.РФ.
- Переход на “ручное управление” бизнесом. Когда бизнес стал идти в гору и открылись новые домики, Анастасия поручила многие обязанности, которыми раньше занималась сама, управляющим. С наступлением трудных времен пришлось ежедневно проверять все цифры и метрики, постоянно встречаться с командой, включая маркетолога, для координации дальнейших шагов. Она не стала экономить на базовых вещах, поскольку сокращение расходов тянет за собой целую цепочку изменений в бизнесе. Потому было важно не ронять уровень сервиса: к примеру, не экономить на уборке домиков и качестве питания для гостей.
- Идея с глэмпингами выросла для моей знакомой из первого бизнеса – компании по производству продукции для активного отдыха, включая одежду – непромокаемые куртки, штаны, термобелье и тому подобное, и походное снаряжение. Параллельно с развитием глэмпинга она искала новых партнеров и рынки сбыта, здесь ей помог помог сервис Производственная кооперация и сбыт, объединяющий производителей с торговыми сетями.
- Наконец, Анастасия решила использовать внешние источники поддержки и подала заявку на грант для развития бизнеса. В стране набирает популярность экотуризм, а также агро-, или сельский туризм, и отрасль относится к приоритетным направлениям в плане господдержки. Те компании, которые создают новые маршруты по стране, строят модульные дома отдыха и разрабатывают цифровые путеводители, могут рассчитывать на поддержку в размере до 3 млн рублей. Тут пригодился другой сервис Корпорации МСП – Рейтинг моего бизнеса, который присваивается компаниям, и в результате анализа можно определить доступные меры поддержки.
Вообще, государство сегодня активно поддерживает предпринимателей и есть смысл внимательно отслеживать антикризисные меры поддержки на федеральном и региональном уровне.
Стать антикризисным менеджером проще, чем кажется: для принятия управленческих решений можно составить таблицы в Excel с данными по ассортименту, рентабельности продаж и маржинальной прибыли. Это позволит не только увидеть текущую ситуацию, то и быстро реагировать на изменения.
С помощью простых правил Настя смогла пережить кризис и расширить бизнес: во время пандемии она вышла в ноль, а за последующий год ее доходы выросли на 50%. Она планирует построить 2 новых домика в текущем году и по возможности открыть новые глэмпинги в Тверской области.
#мсп #сервисы для бизнеса #стартап #корпорация мсп #малый бизнес #it