Найти тему

Северская домна готовится удивлять посетителей

Оглавление

Закончить реконструкцию музейного комплекса планируют к середине июля. Уже сейчас директор музея Анна Трепалова готова рассказать, чем будут встречать гостей и какие новинки приготовили.

Северская домна – это здание доменного цеха 1860 года и расположенная внутри него доменная печь 1898 года. Здание удивительно по своей архитектуре, напоминает храм. Красивый литейный двор с арочными окнами переходит в восьмигранную башню, которая увенчана куполом. Печь прекратила работу в 1934 году. В 1974 году домна была признана объектом культурного наследия республиканского значения, сейчас является объектом культурного наследия федерального значения
Северская домна – это здание доменного цеха 1860 года и расположенная внутри него доменная печь 1898 года. Здание удивительно по своей архитектуре, напоминает храм. Красивый литейный двор с арочными окнами переходит в восьмигранную башню, которая увенчана куполом. Печь прекратила работу в 1934 году. В 1974 году домна была признана объектом культурного наследия республиканского значения, сейчас является объектом культурного наследия федерального значения

Чуть больше месяца остаётся до празднования Дня металлурга в Полевском. К этому празднику планируется приурочить открытие после реконструкции музейного комплекса «Северская домна». Два года длится работа, на строительной площадке трудятся около тридцати человек. По словам директора музея Анны Трепаловой, за это время произошло много изменений. Помимо строительных работ по реконструкции старого здания, ведётся обновление экспозиций. Стоит отметить, что раньше в домне никогда не делали главным акцентом экспозиции живопись. История становления горно- металлургической отрасли в 18–19-х веках, предстанет посетителям в виде одиннадцати полотен известного уральского художника Александра Ремезова. Дополнением к картинам будет служить предметный ряд, посвящённый истории СТЗ.

По образу и подобию рабочего

Так, например, гостям непременно запомнится корпус барки, будто выступающий из стены. Корпус дополняет экспозицию «Путь железных караванов», там же можно будет увидеть настоящий чугунный лот-якорь от барки, которая перевозила металл по большой воде. Якорь поднят со дна реки Чусовой.

Ещё два подиума дополнят серию картин о металлургическом производстве 19-го века. Один символизирует поверхность рудника, там будет стоять тачка, в которой привозили железную руду, и деревянное ведро с металлическими обручами. При помощи такого ведра поднимали руду из шахт. На втором подиуме появится фигура рабочего. Она сделана по образу рабочего 19-го века, который работал в пудлингово-сварочном цехе, в здании которого сейчас располагается музейный комплекс. В архиве сохранились подлинные фотографии того времени, по которым и воссоздавали образ рабочего.

Таким образом, получится симбиоз живописи, инсталляций и оригинальных артефактов. Всё для того, чтобы гости музея могли представить момент зарождения металлургии на Урале.

Взгляд отражает суть

Реконструкция музея приурочена к 350-летию Петра Первого (великий реформатор родился 9 июня 1672 г.). Именно он является символом горной металлургии вместе с Василием Татищевым, основателем Северского завода. Портреты этих людей будут размещаться справа и слева от входа в новый выставочный зал, который откроется ко Дню металлурга. Автором портретов стал художник СТЗ Александр Зеляев. Для того, чтобы сделать копии для музея, Александр пересмотрел множество разных портретов этих великих людей, несколько работ художников и вывел для себя один образ. Самое главное в портрете – показать взгляд, считает художник. Не глаза, а именно взгляд. Он передаёт суть.

ЭСПЦ выручает

Четыре картины о металлургии Александра Ремезова относятся к исторической живописи. Это, пожалуй, один из самых сложных жанров в искусстве, потому что нет возможности писать с натуры. Для работы над полотнами работникам музея пришлось перелопатить гору исторической литературы. Художнику необходимо понимание, как выглядели рудознатцы, горняки и рабочие в 18-м веке, то есть до фотографических времён. Как передать цвет раскалённого металла, если сам никогда не видел. В этом случае выручил электросталеплавильный цех, туда художник ходил смотреть, как плавят металл в современных условиях. В новую серию из трёх картин входит полотно «Рудознатцы», оно будет располагаться между полотнами «Горновые» и «Кричники». Получается, в центре – добыча руды, слева и справа – способы её обработки. Ничего подобного тому, что увидят посетители музея, на Урале ещё не было.

Триптих Александра Ремезова «Горновые», «Рудознатцы», «Кричники» наглядно передаёт процесс добычи и обработки руды. Правдоподобность и реальность картин захватывает и погружает в атмосферу прошлого
Триптих Александра Ремезова «Горновые», «Рудознатцы», «Кричники» наглядно передаёт процесс добычи и обработки руды. Правдоподобность и реальность картин захватывает и погружает в атмосферу прошлого

Как в Эрмитаже, только в Полевском

Работы в музейном комплексе уже вошли в завершающую стадию. Началась чистовая отделка. Смонтирована система отопления, заменена проводка, остаётся монтаж оборудования. По словам ведущего инженера Екатерины Гладкой, когда специалисты Управления капитального строительства СТЗ заходили на проект, то объём работы вызывал некоторый трепет, но никогда не возникало сомнений, что всё будет выполнено в срок.

Историческую кладку не стали покрывать слоем штукатурки специально, чтобы люди могли увидеть отголоски ушедших времён. Не стали удалять из стен металлические элементы старых конструкций. Наоборот, удалось провести реставрацию элементов прошлого и вписать их в современный архитектурный облик. Уверенно можно сказать, что специалисты проектно-конструкторского отдела и УКС СТЗ хорошо выполнили свою работу. Вписывать старое в новое сложно. Получилась перекличка эпох и стилей. Архитектору проекта Алексею Антонову удалось совместить лофт с гранжем и неоклассикой. Совсем скоро посетители сами смогут оценить эффект.

Лофт (от англ. loft — «чердак») — стиль дизайна интерьера, в котором жилое пространство создаётся посредством переоборудования чердачных помещений промзоны.
Гранж (от фр. la grange — «сарай» или «сеновал») — стиль дизайна интерьера, для которого характерно гармоничное сочетание простоты и солидности, а также отсутствие элементов показной роскоши.
Неоклассика — направление дизайна интерьера, которое искусно сочетает роскошь с простотой и сдержанностью.
Металлические элементы, встроенные в старинную кладку стен, решили не демонтировать при реконструкции. Наоборот, захотелось показать уникальность посетителям музея
Металлические элементы, встроенные в старинную кладку стен, решили не демонтировать при реконструкции. Наоборот, захотелось показать уникальность посетителям музея

Площадь новых пространств – 1200 кв. м. Особенным среди этих помещений является зал для проведения временных выставок. Это целых 275 кв. м промышленной архитектуры во всей её красе. В Свердловской области нет второго такого зала, который мог бы похвастаться такой степенью сохранности элементов позапрошлого столетия и масштабами. Проектировщики предусмотрели непростую систему музейного освещения. Это лампы со специальным радиусом раскрытия света. Также в выставочном зале появится новая японская система подвесов для картин, которая считается лучшей и выдерживает высокие нагрузки. Такая же стоит в лучших музеях мира, например, в «Метрополитене» (Нью- Йорк), а также в Эрмитаже и Третьяковской галерее.

Фермы – исторические железные конструкции, которые держат крышу музейного комплекса, решено было сохранить и отреставрировать. Под потолком музея тоже творится история
Фермы – исторические железные конструкции, которые держат крышу музейного комплекса, решено было сохранить и отреставрировать. Под потолком музея тоже творится история

Что нас ждёт

Самое первое, чем музей будет встречать гостей после открытия, – это выставка, посвящённая промышленному реализму. Более пятидесяти работ из своей коллекции предоставит галерея «Синара Арт» (Екатеринбург). Это работы художников второй половины 20-го века. Такого в Полевском точно никогда не было. Да и в целом для Урала это будет открытием, потому что выставка будет концептуально проработана одним из лучших специалистов в области современного искусства Ириной Кудрявцевой.

Сотрудники Северской домны уже соскучились по посетителям и вовсю готовятся к дню открытых дверей. Его планируется провести 16 июля. Новинкой станет обзорная экскурсия, которая начнётся с мурала «Северский поток», затем проследует к арт-объекту «Северская цапля», потом пройдёт в литейный двор доменного цеха, захватит новую экспозицию и выставку. Также посетителей ждут мастер- классы и сюрпризы, которые пока держатся в секрете. В Полевском всегда есть что посмотреть или узнать, освобождайте выходные для похода в музей. Нам в очередной раз есть чем гордиться, полевчане.

С новостями из домны Татьяна Чайковская,
фото автора

#полевской #северская домна #домна #реконструкция #стз #памятник промышленной архитектуры #музейный комплекс #александр ремезов