Найти в Дзене

Вторая Мировая: день за днём. 24 декабря 1941 года. 186-й день Великой Отечественной войны+ Часть 22: флот США к началу Тихоокеанской битвы.

Добрый день, мои друзья, читатели и подписчики! Сегодня я кратко расскажу об основных событиях, произошедших 24 декабря 1941 года, в сто восемьдесят шестой день Великой Отечественной войны. О событиях, произошедших накануне, можно почитать, перейдя на мою статью Вторая Мировая: день за днём. 23 декабря 1941 года. Сто восемьдесят пятый день Великой Отечественной войны. Продолжим! В ходе контрнаступления советских войск под Москвой (хронология здесь) соединения Калининского фронта начали операцию по освобождению города Ржев. Вводилась в бой свежая 39-я армия (генерал-лейтенант И. И. Масленников, о нём читайте здесь). Южнее Западный фронт после перегруппировки второй раз перешёл в наступление на Наро-Фоминск, Боровск и Малоярославец. Первым ударом прорвать оборону противника здесь не удалось. Южнее Калуги к оперативной группе 50-й армии, оказавшейся временно в окружении начала подходить помощь. Южнее Тулы в результате контрнаступления советских войск бедственное положение 2-й танковой ар

Добрый день, мои друзья, читатели и подписчики! Сегодня я кратко расскажу об основных событиях, произошедших 24 декабря 1941 года, в сто восемьдесят шестой день Великой Отечественной войны. О событиях, произошедших накануне, можно почитать, перейдя на мою статью Вторая Мировая: день за днём. 23 декабря 1941 года. Сто восемьдесят пятый день Великой Отечественной войны.

(Фото взято из открытых источников).
(Фото взято из открытых источников).

Продолжим!

(Фото взято из открытых источников).
(Фото взято из открытых источников).

В ходе контрнаступления советских войск под Москвой (хронология здесь) соединения Калининского фронта начали операцию по освобождению города Ржев. Вводилась в бой свежая 39-я армия (генерал-лейтенант И. И. Масленников, о нём читайте здесь).

Южнее Западный фронт после перегруппировки второй раз перешёл в наступление на Наро-Фоминск, Боровск и Малоярославец. Первым ударом прорвать оборону противника здесь не удалось.

Южнее Калуги к оперативной группе 50-й армии, оказавшейся временно в окружении начала подходить помощь.

(Фото взято из открытых источников).
(Фото взято из открытых источников).

Южнее Тулы в результате контрнаступления советских войск бедственное положение 2-й танковой армии Вермахта стало очевидным и при дальнейших сильных ударах РККА немцы вряд ли удержатся на своих позициях и начнут отступление ещё дальше на запад.

В связи с этим и для более удобного управления наступающих войск был вновь образован Брянский фронт, включивший в себя 3-ю, 13-ю и 61-ю армии, отдельные воинские части и находился между Западным и Юго-Западным фронтами.

(Фото взято из открытых источников).
(Фото взято из открытых источников).

Командующим новым соединением назначен генерал-полковник Я. Т. Черевиченко, до этого возглавляя Южный фронт, отличился, удержав Ростов-на-Дону и нанёсший болезненное поражение 1-й танковой армии противника, в целом первое серьёзное поражение Вермахту за всё его время существования.

О Якове Тимофеевиче я уже писал в этом материале.

(Фото взято из открытых источников).
(Фото взято из открытых источников).

3-я кавалерийская дивизия преобразована в пятую гвардейскую. Командир дивизии генерал-майор М. Ф. Малеев.

Михаил Фёдорович родом из Ростовской области. Осенью 1939-го года возглавил 3-ю кавалерийскую дивизию с которой с первых дней Великой Отечественной войны участвовал в составе Южного фронта в боях с противником. Уже 22 июня 1941-го соединение отличилось, нанеся контрудар по противнику и освободив попавших в окружение пограничников. В дальнейшем оно участвовало в сдерживающих боях в составе Юго-Западного фронта на территории Украинской ССР. В самом конце 1941-го дивизии за боевые заслуги присвоено почётное звание гвардейской. С января 1942-го и до конца войны М. Ф. Малеев командовал ещё тремя кавалерийскими корпусами и был заместителем командира 5-го гвардейского кавкорпуса. Участвовал в боях на Северном Кавказе, Украинской, Белорусской и Молдавской ССР, в освобождении Румынии, Венгрии и Австрии. В том числе участвовал в аресте казачьих генералов-коллаборационистов П. Н. Краснова и А. Г. Шкуро, впоследствии повешенных. После войны оставался на службе ещё на протяжении десяти лет на различных командных должностях в кавалерийских, механизированных и стрелковых частях. Кавалер десяти орденов. Генерал-майор. Умер в 1964-м году. (Фото взято из открытых источников).
Михаил Фёдорович родом из Ростовской области. Осенью 1939-го года возглавил 3-ю кавалерийскую дивизию с которой с первых дней Великой Отечественной войны участвовал в составе Южного фронта в боях с противником. Уже 22 июня 1941-го соединение отличилось, нанеся контрудар по противнику и освободив попавших в окружение пограничников. В дальнейшем оно участвовало в сдерживающих боях в составе Юго-Западного фронта на территории Украинской ССР. В самом конце 1941-го дивизии за боевые заслуги присвоено почётное звание гвардейской. С января 1942-го и до конца войны М. Ф. Малеев командовал ещё тремя кавалерийскими корпусами и был заместителем командира 5-го гвардейского кавкорпуса. Участвовал в боях на Северном Кавказе, Украинской, Белорусской и Молдавской ССР, в освобождении Румынии, Венгрии и Австрии. В том числе участвовал в аресте казачьих генералов-коллаборационистов П. Н. Краснова и А. Г. Шкуро, впоследствии повешенных. После войны оставался на службе ещё на протяжении десяти лет на различных командных должностях в кавалерийских, механизированных и стрелковых частях. Кавалер десяти орденов. Генерал-майор. Умер в 1964-м году. (Фото взято из открытых источников).

Опубликована очередная сводка Совинформбюро.

Утреннее сообщение:

В течение ночи на 24 декабря наши войска вели бои с противником на всех фронтах.

Бежавший из фашистского лагеря военнопленных советский гражданин Панов Алексей Никитович рассказывает: «В лагере, который находится на Керосинной улице в гор. Киеве, я пробыл с 29 сентября по 10 декабря 1941 года. За всё это время я, как и другие заключённые, получил 20 граммов солёной комсы и 6 котелков воды с примесью тухлой муки. Пили мы из пожарных бочек, где находилась испорченная вода. Немцы заставляли нас работать по 14-16 часов, избивали палками. Тех, кто изнемогал и не был в состоянии работать, фашистские изверги беспощадно расстреливали».

В ряде районов Югославии вновь развернулись упорные бои между партизанами и фашистскими оккупантами. 18 декабря крупный партизанский отряд разбил наголову около города Ужице итальянскую пехотную часть. На поле сражения осталось свыше сотни фашистских трупов.

Вечернее сообщение:

В течение 24 декабря наши войска вели бои с противником на всех фронтах. На ряде участков Западного, Калининского и Юго-Западного фронтов наши войска, ведя бои с противником, продолжали продвигаться вперёд и заняли ряд населённых пунктов.

За 23 декабря уничтожено 20 немецких самолётов. Наши потери - 3 самолёта.

За 24 декабря под Москвой сбито 9 немецких самолётов.

Немецкие солдаты, взятые в плен на Западном фронте, рассказывают об огромных потерях, которые несут отступающие немецкие войска. Военнопленный ефрейтор 87 мотополка 36 мотодивизии Лоренс Лезун показал: «Наша дивизия только в двух последних боях потеряла свыше 3.000 человек убитыми и ранеными. Несмотря на двукратное пополнение, в ротах насчитывается не больше 50 процентов состава. Начавшееся отступление немецких войск вызвано огромными потерями в материальной части и живой силе, сокрушительными ударами, нанесёнными советской армией по нашим войскам. Настроение солдат с каждым днём падает. Они устали от войны. Становятся всё меньше и меньше немцев, которые верят в победу Германии». Военнопленный солдат 1 дивизиона 23 артполка 23 пехотной дивизии Оскар Ромоль заявил: «Отступление нашей дивизии началось 5 декабря. Это было не отступление, а бегство. Нападение русских было так внезапно, что нами были брошены орудия, снаряды и другое вооружение. Солдаты не хотят больше воевать. Многие из них думают о сдаче в плен, но боятся шпионов гестапо и офицеров».

(Написаны основные тезисы сводки. Материал взят с сайта. Ссылка: https://rus.team/events/svodki-sovetskogo-informbyuro-za-24-dekabrya-1941-goda-velikoj-otechestvennoj-vojny).

(Фото взято из открытых источников).
(Фото взято из открытых источников).

В своей прошлой Части я кратко рассказал о японском императорском флоте. Сегодня же материал посвящён его главному противнику - американским военно-морским силам.

Линкор "Пенсильвания". (Фото взято из открытых источников).
Линкор "Пенсильвания". (Фото взято из открытых источников).

Благодаря своему крайне выгодному стратегическому положению Соединённые Штаты Америки могли рассчитывать, в принципе как и сейчас, на то что крупные военные конфликты будут проходить вдалеке от их границ, однако имея крайне амбициозные цели, американцы в больших войнах участие принять должны были в любом случае.

Фактор того, что государство омывается с запада и востока океанами, а также тесное сотрудничество с Великобританией, обладавшей на тот момент самым сильным военно-морским флотом в мире, способствовало к строительству собственного на тот момент очень крупного и мощного флота. При этом, с учётом потенциальных конфликтов и войн, американские военно-морские силы создавались исключительно наступательного или ударного характера.

Линкор "Нью-Мексико". (Фото взято из открытых источников).
Линкор "Нью-Мексико". (Фото взято из открытых источников).

Основой ВМФ США, как и других держав были линейные корабли. Причём у американцев на начало Второй Мировой войны их было больше всех, шестнадцать. Однако после внезапного удара японцев по главной военно-морской базе США в Пёрл-Харборе в декабре 1941-го, половина из них была выведена из строя: "Аризона", "Вест-Вирджиния" и "Оклахома" утеряны безвозвратно, "Калифорния", "Пенсильвания", "Невада" встали на длительный ремонт до середины 1944-го года, "Теннеси" и "Мериленд" пострадали меньше, но боеспособность временно утратили. Все пять выживших кораблей после ремонта участвовали в войне, списаны после завершения боевых действий.

Последствия удара по Пёрл-Харбору. Слева "Мериленд", перевернувшийся "Оклахома" и судя по всему погибающий "Аризона". (Фото взято из открытых источников).
Последствия удара по Пёрл-Харбору. Слева "Мериленд", перевернувшийся "Оклахома" и судя по всему погибающий "Аризона". (Фото взято из открытых источников).

После разгрома в Пёрл-Харборе у американцев остались лишь два современных линкора "Вашингтон" и "Норт-Каролина" (оба прошли войну, списаны в 1960-м), а также шесть устаревших дредноутов "Нью-Мексико", "Миссисипи", "Айдахо", "Нью-Йорк", "Техас"и "Колорадо", построенных в 1914-1920-х годах (все они также прошли войну, списаны с 1947-го по 1960-й годы).

Старые линкоры уже имели ограниченные возможности, а двух современных для войны с Японией на Тихом океане было крайне мало. Поэтому американский флот утратил свой ударный потенциал, перейдя к оборонительным действиям.

Линкор "Вашингтон". (Фото взято из открытых источников).
Линкор "Вашингтон". (Фото взято из открытых источников).

Однако это положение ВМФ США было временным явлением, так как четыре линкора, таких же, как "Вашингтон", но более быстроходных "Саут Дакота", "Массачусетс", "Индиана" и "Алабама" находились на последней стадии постройки и вступили в строй в 1942-м году. Все эти корабли прошли войну и были списаны в 1962-м году.

Линкор "Массачусетс". Послевоенное фото. (Фото взято из открытых источников).
Линкор "Массачусетс". Послевоенное фото. (Фото взято из открытых источников).

Помимо них достраивались ещё шесть линкоров, по своему вооружению сопоставимых и строившихся в противовес немецким "Бисмарку" и "Тирпицу"; японским "Ямато" и "Мусаси". Это были линкоры "Айова", "Нью Джерси", "Миссури" и "Висконсин", спущенные на воду с лета 1942-го по январь 1944-го. Все четыре корабля прошли войну, были глубоко модернизированы и находились в составе военно-морских сил аж до 1992-го года. Ещё два линкора "Иллинойс" и "Кентукки" достроены так и не были и их корпуса отправлены в металлолом.

Линкор "Айова" в 1980-х годах. (Фото взято из открытых источников).
Линкор "Айова" в 1980-х годах. (Фото взято из открытых источников).

Линкор "Алабама", превращённый в музей. Именно на этом корабле проходили съёмки американского боевика "В осаде" со С. Сигалом в главной роли. Хотя по сюжету якобы действия фильма происходили на линкоре "Миссури".

(Фото взято из открытых источников).
(Фото взято из открытых источников).

Помимо этого была в строительстве серия линейных крейсеров (что-то среднее между крейсером и линкором, наподобие немецкому "Шарнгорсту") "Аляска" и "Гуам" вошли в состав флота в середине 1944-го года, успели принять участие в войне и списаны в 1960-м году. Ещё четыре "Гавайи", "Филиппины", "Пуэрто-Рико" и "Самоа" достроены так и не были.

Тяжёлый крейсер "Аляска". (Фото взято из открытых источников).
Тяжёлый крейсер "Аляска". (Фото взято из открытых источников).

Таким образом стоит отметить, что ВМФ США оказался единственным флотом среди стран - участников Второй Мировой войны, в котором количество линкоров с каждым годом боевых действий только росло. У других же держав падало.

Однако концепция войны и технологии, современные на тот момент, серьёзно затронули и морские силы. Линейные корабли, во время Первой Мировой войны являвшиеся основным фактором доминирования на море начали терять свою главную роль. И это было связано в первую очередь с резким развитием в мире другого вида рода войск - авиации, поэтому к началу Второй Мировой войны на первое место в море начал выходить другой класс кораблей - авианосцы.

Авианосец "Уосп". (Фото взято из открытых источников).
Авианосец "Уосп". (Фото взято из открытых источников).

Те державы, что придерживались старой концепции, в которой основой флота должны были быть линкоры и тяжёлые крейсеры, не обратившие внимание на растущую роль авианосцев, а именно Германия и Италия, потерпели тяжёлое поражение на море уже в 1943-м году.

Не строил авианосцы и Советский Союз. Однако учитывая реалии и возможности экономики СССР того времени, его ВМФ мог выполнять только сугубо оборонительные задачи, поэтому тратить огромные средства на авианосные корабли не было никакого смысла.

Единственный, так и недостроенный немецкий авианосец "Граф Цеппелин". (Фото взято из открытых источников).
Единственный, так и недостроенный немецкий авианосец "Граф Цеппелин". (Фото взято из открытых источников).

Но об авианосцах и продолжении краткого описания военно-морских сил США во Второй Мировой войне я расскажу в своих последующих Частях.

Авианосец "Энтерпрайз". 1942-й год. (Фото взято из открытых источников).
Авианосец "Энтерпрайз". 1942-й год. (Фото взято из открытых источников).

А у меня пока всё!

Почитать следующую статью о 25-м декабря 1941-го года можно перейдя по ссылке: Вторая Мировая: день за днём. 25 декабря 1941 года. Сто восемьдесят седьмой день Великой Отечественной войны.

Следующий эпизод Части 22 можно почитать, перейдя по ссылке: Вторая Мировая: день за днём. 11 января 1942 года. 204-й день Великой Отечественной войны+Часть 22:флот США к началу Тихоокеанской битвы. Э2

Прошлую Часть 21 можно почитать, перейдя по ссылке: Вторая Мировая: день за днём. 6 ноября 1941 года. 138-й день Великой Отечественной войны+Часть 21: флот Японии перед нападением.

Очень жду от Вас оценки качества этой и предыдущих статей! Ну и конечно подписывайтесь, кому понравился мой проект. В будущем опубликую ещё очень много материалов про Вторую Мировую и Великую Отечественную войны.