Считается, что князь Ярослав Мудрый заложил в XIвеке город, названный его именем, на месте финно-угорского (мерянского) городища у стрелки Волги и Которосли, в районе речки Медведица. Но еще раньше вокруг будущего Ярославля возникли поселения на Волжском торговом пути: Михайловское, Петровское и Тимеревское (последнее было крупнейшим из них). Небольшую, но важную долю их населения, наравне с мерянами и славянами, составляли скандинавы.
Викингов привлекала прежде всего возможность торговли по Волге с Арабским халифатом.
Оттуда поступали огромные объемы серебра в виде монет – дирхемов.
Однако скандинавы, как и славяне и финно-угры, не использовали их в качестве денежной единицы.
Обычно из них делали женские монисто, а со временем – христианские кресты.
Большая часть арабских монет шла на переплавку для изготовления новых предметов или закапывалась в составе кладов.
Основными товарами, поступавшими из будущей Северо-Восточной Руси на юг, служили меха и рабы, известные у арабов как сакалиба.
Именно с той поры обозначение славянина стало использоваться со значением «раб» в таких языках, как английский (slave) или французский (esclave).
Современные историки полагают, что невольниками могли быть не только восточные славяне, но и проживавшие рядом с ними финно-угры и балты.
У Тимеревского поселения IX-XI веков было характерное отличие от других аналогичных протогородов Древней Руси, где также было много скандинавов (например, древнего Смоленска – Гнездово, древнего Ростова – Сарского городища или Ладоги – ныне Старой Ладоги).
Тимерево было основано у места падения огромного метеорита с большим содержанием железа, никеля и цинка.
Кратер «Железный борок» диаметром 800 метров и глубиной 10 метров стал для местных жителей месторождением, из которого они добывали металлы для изготовления орудий труда и оружия.
Возможно, именно по этой причине Тимерево отстояло так далеко (на 12 километров) от ближайшей крупной реки.
Хотя оно и когда-то имело судоходный выход по местной речке Сечке в Которосль и далее в Волгу.
Аналогичное поселение, видимо, существовало у финно-угорского племени эстов на остове Сааремаа у места падения метеорита Каали (современная Эстония).
Однако жизнь в Тимерево постепенно заглохла. Считается, что причиной этого стала конкуренция со вновь основанным Ярославлем.
Но не исключено, что к тому времени запасы метеоритных металлов просто закончились.
Сейчас кратер представляет собой засыпанную помойку в непосредственной близости от Новоярославского НПЗ.
К счастью, основная часть археологического памятника в Тимерево.
В частности, он включает площадку с двумя селищами и курганный могильник, сохраняется до нашего времени.
Основной курганный могильник насчитывал около 480 насыпей.
Это довольно большое количество, хотя и оно выглядит блекло по сравнению с общим числом курганов вокруг древнего Смоленска на Днепре (Гнездово), где их насчитывалось до 4000.
В Тимерево были обнаружены богатые захоронения дружинников в деревянных камерах (считается, что такие погребения были переходными от языческих к христианским), а также зажиточных женщин.
Предметы из захоронений, как и сами курганы, находят параллели с могильниками в Старой Ладоге, Гнездове, Пскове, Чернигове, Шестовице.
Исследования Тимеревских курганов ведутся с 1872 года.
С тех пор было найдено как минимум три клада с общим весом серебра около 19 кг. Но и сейчас поселение изучено лишь частично.
Во время раскопок 2012-2016 годов было установлено, что общая площадь культурного слоя Тимеревского поселения охватывала около 11 га, а самого поселения – около 6 га.
Существует большая вероятность того, что до прихода скандинавов и славян (днепровских кривичей и ильменских словен), здесь, как и в Усть-Шексне, располагалось намного более раннее селище мерян.
Сейчас значительная часть находок из Тимерево хранится в Государственном историческом музее в Москве (ГИМ). Но многие еще ожидают своих исследователей на месте древнего поселения.
Например, очень загадочны два типа находок в захоронениях.
Железные жезлы с бусинами из медного сплава, которые находят в некоторых могилах скандинавских женщин (в том числе в Гнездово). Возможно, они были принадлежностью колдуний?
А в Ярославкой и Владимирской областях в могилах обнаруживают выполненные из необожженной глины фигурки в форме лап бобра. Есть предположение, что так проявлялся культ этого животного.
Использованная литература:
«Викинги. Путь на Восток», Мурашева В.В., Каинов С.Ю., Москва, Исторический музей, 2020.
В заметке использованы материалы из Государственного исторического музея в Москве (ГИМ) и из личного архива автора.
Также на канале: