Найти тему
ALFAVIT

Tatra 613 - советский «Чех»

1980 год. XXII летние Олимпийские игры в СССР. Событие яркое и чрезвычайно ответственное для страны, как в организационном плане, так и в сфере обеспечения безопасности. Въезд в Москву на личных автомобилях, в зависимости от маршрута движения, осуществлялся по пропускам нескольких типов. Залогом чёткой работы транспорта на маршрутах Олимпийской деревни и связанной с соревнованиями логистикой - были специальные службы и ГАИ города.

Татра 613
Татра 613

Кроме обычных «жигулей» и «волг», несших службу на улицах столицы, в рядах транспорта госавтоинспекции выделялись Мерседесы серий W108, W116 и BMW E3. Выглядели они необыкновенно эффектно даже в Москве, давно привыкшей к иномаркам, как с дипломатическими номерами, так и с частными – пусть немногочисленными (вспомним Мерседес В.С. Высоцкого). Структуры повыше рангом обслуживали знаменитые «догонялки» - Волги ГАЗ-24-25: машины с агрегатами от Чайки ГАЗ-13. Однако особо экзотично выглядели купленные в Чехословакии специально к Олимпиаде представительские Tatra 613 (общее количество приобретённых экземпляров за всё время составило 585шт.). Примечательный факт: следующие по числу приобретённых авто были Северная Корея (321 шт.) и Куба (75 шт.).

Mercedes W108 МВД СССР
Mercedes W108 МВД СССР

В советской табели о рангах легковые Татры занимали промежуточное место между Волгами и Чайками, и кроме, как сейчас бы сказали «силовых структур», были распределены директорам крупных предприятий и чиновникам высокого ранга. Частным лицам автомобили не продавались. И это было по сути благом: машины требовали специфического технического обслуживания в силу своей экзотичной для такого статуса конструкции и не только. Автомобиль, из-за заднемоторной компоновки (с багажником впереди), отличался весьма специфической управляемостью даже сухую погоду, и чтоб полностью раскрыть свой недюжинный потенциал требовал опытной руки профессионала. Распределение большей части его массы на заднюю ось приводило к тому, что особенно зимой водители максимально загружали багажник, дабы лучше распределить вес и относительно обезопасить себя на скользкой дороге. Электронных помощников в то время не было, и можно себе представить квалификацию шофёра, необходимую чтоб, к примеру, доставить максимально быстро, в дождь или снег, сановного пассажира из Внуково в какое-нибудь министерство. И только нахождение в спец.гаражах могло в 80-х годах решить вопросы с техническим обслуживанием, обеспечением расходниками и высокооктановым бензином. Комфорт, престиж и скорость в Советском Союзе того времени были строго делом привилегированного класса.

Татра 613 из х/ф "Гений" (1991г.)
Татра 613 из х/ф "Гений" (1991г.)

Татры продолжали нести службу до середины 90-х годов, и т.к. в связи с распадом СССР, количество силовых структур резко сократилось – машины списывались, а в некоторых особенных случаях менялись уже на «догонялки» на базе Волги ГАЗ-3102. Единичные экземпляры попадали в руки энтузиастов, поддерживавших их в первозданном виде, либо просто любителей экзотической техники времён «цивилизации которую мы потеряли». Один такой автомобиль снялся в своей «естественной среде обитания»: в качестве служебного милицейского транспорта в фильме «Гений» (1991г.) – как прекрасный памятник духу того времени…