Найти в Дзене
TheGoodStranger

Лучшие фильмы всех времён - часть 108 - Обратная сторона реальности

Оглавление

Доброго времени. Сегодня в нашей программе обзора списка лучших фильмов всех времён и народов по версии издания "Sight&Sound" особый гость - именитый режиссёр и эстет Микеланджело Антониони и его "БлуАп".

144 место

"Фотоувеличение"/"Blow-Up"(1966)

Рейтинг КП - 7,8; Кол-во оценок - 24 010;

Рейтинг IMDb - 7,5; Кол-во оценок - 61 330;

Режиссёр - Микеланджело Антониони.

Однажды в городском парке известный молодой фотограф случайно снимает целующуюся пару. Позднее при фотоувеличении он замечает, что за идиллической картинкой прячется преступление.

Без спойлеров

Тот случай, когда если вы знаете, с чем имеете дело, то слова малозначительны, а если не знаете, то объяснить так вот я вам не смогу. Но попробую. Так как Антониони у нас эстет куда деваться, то, естественно, весь фильм будет медленный как, я не знаю, разгон на "Жигулях"(без колёс). Планировалось, что всё будет смотреться плавно, нежно, тонко и прочее, но, как известно, "техники такого уровня на меня не действуют", и потому вышло может и плавно, но, увы, скучно. Где-то больше, а где-то меньше.

Однако есть пара сцен, которые даже с таким подходом сделаны достойно, например, первая сцена в парке. То есть выходит, что когда есть чем наслаждаться с экрана, то даже такая медлительность, тащем-та, к лицу.

Но, как я сказал, фильм смотреть скучно, потому что большая часть сцен нужна не для наслаждения красотой мира итальянского мэтра, а для созидания фундамента так называемого "смысла" фильма. И вот с этим, конечно, беда совсем. Это вам не современный арт-хаусишка, который весь уныл от корня до корня. Это что-то несколько иное.

Но тут, уж простите, без спойлеров вообще никак.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Со спойлерами

Ясен день(и солнечен), трактовок у таких фильмов может быть все 8 миллиардов, но есть какие-то основные детали. Во-первых, тема, как бы так сказать, изнанки реальности; во-вторых, тема реальности и нереальности вещей и людей; в-третьих, тема одиночества. В целом, если так подумать, то первые две темы схожи, и логично перетекают в третью.

Начинается кавардак даже не с парка, а с этого пропеллера, он же воздушный винт, который протагонист покупает, потому что он ему "очень нужен", а когда ему его привозят, то оказывается, что, ну, не очень-то он нужен был. Знакомая ситуация, не так ли?:) Странно, ведь один и тот же предмет в разное время имеет для нас разную стоимость. Изменился предмет, наше отношение к нему или мы сами? Или всё вместе?

Потом парк и исчезающее тело. Сначала рука с пистолетом, потом тело, потом его отсутствие. Опять-таки, была ли рука, было ли тело, исчезало ли оно? Может, исчезло не тело, а сам главный герой? Судя по последней сцене, это буквально так и есть. Но если так, то почему он пропал?

Ну потому что он одинок. У него толком нет друзей, есть какие-то там знакомые, но мне ли пояснять взрослым людям, что не всегда этого достаточно? Более того, он ещё и окружает себя явлениями искусственными, как его модели, разодетые в стиле "я у мамы неформал", как кувыркание(буквально) в бумаге с двумя девицами, которые по звуку вроде смеются, но на лицах их можно мельком увидеть, ну, не радость, либо какими-то совсем малопонятными, как отношения с этой девицей, с которой отношения не то есть, не то нет, с которой не то есть дети, не то нет детей(это он сам так и говорит).

И это на фоне Лондона в этакий слом эпох. Пример - гитара. Сначала, как и винт, столь желанная, что ради этой цели и с кучей фанатов не грех помахаться, но оказывающаяся бесполезным хламом при выходе на улицу. Сам мир вокруг таков, и к тому же одиночество. Это ли не идеальное место, чтоб исчезнуть? Вот герой и пропал.

Описал я тут, конечно, не всё: есть ещё мимы с их игрой в теннис, есть ещё сожитель протагониста, который художник, желание некоторых персонажей хоть куда-то уехать, и ещё что-то, что можно выкопать. Здесь я описал те части мозаики, которые мне поболее приглянулись, и скомпилировал их в то, что вышло. Надеюсь, вышло складно. Если же есть желание обсудить ещё какие детали, то комментарии всегда открыты:3

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Послесловие

Антониони мог красиво снимать, это так, и умел небанально показать то, что ему было интересно. Беда его, на мой скромный и субъективный лад, что он слишком много набросал каких-то лишних деталей и, что ещё хуже, уделил им слишком много времени. Ну слишком много времени тратит фильм на какие-то совсем уж ненужные или малозначащие сцены. При желании это можно было бы уместить более компактно.

Но имеем что имеем. В данном виде "Фотоувеличение" просто немного не моё кино. Я могу признать, что это неплохой фильм, с которым можно ознакомиться, всё же какая-то магия и притягательность в нём есть. Но сам я, пожалуй, в этом вопросе останусь в стороне. Или растворюсь?... Нет, всё же останусь. Есть у меня на этой стороне реальности ещё несколько неотложных дел...

#кино #фильмы #режиссер #европейскоекино #подборкифильмов #списокфильмов #топфильмов #психология #артхаус #классикакино