Найти тему
redach_toomuch

Как «метод лейтенанта Коломбо» поможет сделать текст лучше. Три совета для редакторов и копирайтеров

Оглавление

Лейтенант Коломбо, детектив из одноименного сериала, не производил впечатление успешного человека. В этом и был его успех. Звучит странно. Сейчас объясню.

Большинство злодеев сериала считали Коломбо болваном и неудачником. Но они не знали, что лейтенант этого и добивался. Как отличный психолог он понимал, что если будет давить своим авторитетом и крутизной, не сможет расположить к себе человека так, как хочет.

Люди устроены так, что когда рядом с ними находится кто-то, кто выглядит круче и успешнее, им сразу становится не по себе.

И совсем другое дело, если это они — те самые звезды, на чьем фоне другие смотрятся ущербнее.

О «методе Коломбо» я узнала из книги «Сначала скажите «нет» Джима Кэмпа. Там он предлагал использовать этот прием во время переговоров — призывал не козырять безупречностью перед клиентом, а, наоборот, показывать, что вы «не в порядке». Кэмп приводил свои примеры, которые когда-то помогли ему заключить крупные сделки.

Книга Кэмпа входит в список обязательной литературы в Школе редакторов Бюро Горбунова, которую я закончила в июне этого года. Знакомство с ней стало для меня одним из самых весомых бонусов учебы. В ней теоретическая часть подкреплена большим количеством примером с реальных бизнес-встреч. В общем, хайли рекоменд.
Книга Кэмпа входит в список обязательной литературы в Школе редакторов Бюро Горбунова, которую я закончила в июне этого года. Знакомство с ней стало для меня одним из самых весомых бонусов учебы. В ней теоретическая часть подкреплена большим количеством примером с реальных бизнес-встреч. В общем, хайли рекоменд.

Например, делал вид, что забыл ручку и просил ее у собеседника или как бы случайно рассказывал о себе какую-то дурацкую историю, или делал что-то еще, что позволяло человеку напротив чувствовать себя лучше него.

На переговорах, пишет Кэмп, классно должно быть не тебе, а тому, кто к тебе пришел.

Это очень крутой совет, потому что вся наша жизнь состоит из переговоров, а значит, этот прием сработает в любой ситуации, в том числе через тексты. Ведь статьи — это тоже коммуникация, автора с читателем.

Как использовать «метод Коломбо» в прикладных статьях и статьях-советах:

1. Не составлять отрицательные примеры так, чтобы читателю казалось, что это именно он что-то делает плохо. Такое решение нарушает личные границы читателя. Текст не должен наезжать, ругать и поучать, его цель — помочь, подсказать.

Плохо: Если вы не пользуетесь солнцезащитным кремом, совершаете огромную ошибку. Ультрафиолетовые лучи провоцируют фотостарение — кожа становится сухой, может появиться гиперпигментация и сосудистые изменения. Будьте умнее, используйте SPF.

В этом примере автор, вроде, хороший совет дает, потому что солнце действительно не щадит кожу лица. Но после его слов чувствуешь себя идиоткой.

Хорошо: Солнцезащитные кремы, или SPF, помогают оградить кожу лица и тела от ультрафиолетовых лучей. Если не использовать их, кожа становится уязвимой — теряет эластичность, на ней могут появиться гиперпигментация и сосудистые изменения. Такая реакция на солнце называется фотостарение.

Специалисты рекомендуют наносить SPF-кремы даже в дни, когда солнце не сильно активно. Потому что даже незначительный процент ультрафиолета может привести к раздражению и покраснению кожи.

В этом примере нет пассивной агрессии. Автор не учит, а просто рассказывает. Выводы читатель сделает сам.

Главные фишки Коломбо: он постоянно возвращается якобы что-то спросить, уточняет, как будто бы медленно соображает.
Главные фишки Коломбо: он постоянно возвращается якобы что-то спросить, уточняет, как будто бы медленно соображает.

2. Писать не «ты» или «вы», а использовать «мы»

Так автор показывает, что он тоже иногда забывает смывать макияж перед сном или бросает дела на полпути, или прокрастинирует, или что угодно еще. Местоимение «мы» заодно исключает ошибку из первого пункта.

За плохой вариант возьму предыдущий пример и перепишу его под это правило.

Хорошо: Иногда мы забываем или ленимся пользоваться солнцезащитным кремом, или SPF. Такая легкомысленность может плохо отразиться на коже. <...>

Здесь есть обращение к читателю, но оно не ярко выраженное. Автор как бы признается, что тоже страдает этой проблемой — забывает про SPF. Признается, что он «не в порядке».

Если редполитика издания, правила частного блога или блога компании не допускает «мы», лучше вообще избегать прямого обращения в примерах.

Некоторые вещи Коломбо — из гардероба Фалька. И его знаменитый помятый плащ тоже. По слухам, на момент съемок этому предмету одежды было уже 25 лет.
Некоторые вещи Коломбо — из гардероба Фалька. И его знаменитый помятый плащ тоже. По слухам, на момент съемок этому предмету одежды было уже 25 лет.

3. Привести в пример свою историю по теме. Очень круто, когда у автора есть такая возможность — формат и ситуация позволяют. Тогда читатель будет учиться на его ошибках и, возможно, избежит каких-то факапов. Если читатель узнал себя в этой зарисовке, тогда он подумает: «Фух, я не один такой».

Но это уже будут его личные выводы. Автор просто рассказал о себе и ни кому ничего не предъявлял.

Пример: Когда мне было 18, я забывала пользоваться солнцезащитным кремом, а чаще просто отмахивалась от него, потому что хотела получить шоколадный загар — валялась по 2 часа на пляже и постоянно ходила в солярий. Тогда я не понимала, зачем нужны SPF-кремы, и не интересовалась этой темой.

Все изменилось, когда мне было 27 лет. Тогда у меня появились коричневые пятна на лбу и над губой — гиперпигментация. Теперь я знаю о SPF все и пользуюсь им каждый день, даже когда солнца нет.

_______

Короче, плохо, когда автор отделяет себя от читателя и поучает. Суть «метода Коломбо» в том, чтобы читатель чувствовал себя немного НАД автором. Это не значит, что надо унижаться и лебезить. Цель — создать комфортную обстановку и не выделываться.

Если понравилась статья, подпишитесь и поставьте лайк.

Обязательно оставляйте комменты, если хотите сказать, что мой контент годный. И если не согласны со мной, тоже пишите. Критика — это норм.