Я принадлежу поколению детей, не знавших тягот и лишений военного времени. Обо всех событиях 1941–1945 годов знаю по рассказам своих родных и из СМИ. В живых я застал только свою прабабушку Екатерину Михайловну Надеждину. Она и стала первоисточником моих знаний о Великой Отечественной войне.
Война не обошла стороной мою семью. Каждый из моих прадедов встретил эти ужасные события по-разному, но честно отдал долг Родине, защищая своих близких на поле боя и в тылу.
Мой прадед Александр Николаевич Шаленко родился 22 февраля 1921 года в Сибири в семье раскулаченного крестьянина из-под Полтавы. С малых лет он помогал родителям в сельском хозяйстве, а когда подрос, стал работать в колхозе. Александр Николаевич освоил много профессий, был кузнецом, комбайнёром, трактористом. Деревня, в которой жил прадед, находилась в глуши, далеко от районного центра: не было радио и электричества. О том, что началась война, в деревне узнали немного необычно. Дедушка Александра Николаевича, обладающий неординарными способностями, сообщил председателю, что бомбят Киев. Председатель не поверил и посадил деда под замок в подвал за клевету. Только на следующий день пришла весть, что началась война. И именно в тот день, когда старика посадили в подвал, действительно бомбили Киев!
В первые дни войны из деревни мобилизовали всех мужчин, способных держать оружие. У Александра Николаевича с детства было плохое зрение, и его, как единственного тракториста-механизатора, оставили в колхозе – дали «бронь».
В 1943 году прошла очередная волна мобилизации, и прадеда отправили на обучение в танковое училище. Но танкистом он так и не стал: зрение не позволило. Его направили служить в 119-й стрелковый полк. В мае 1945-го он попал в миномётный полк, служил вторым номером миномётного расчёта. За время боевых действий зрение Александра Николаевича ухудшилось, и, когда разбомбило кухню и убило повара, он занял его место. За годы войны прошёл Белоруссию, участвовал в освобождении Минска, Смоленска, с боями прошёл города Польши, Германии.
Александр Николаевич не любил вспоминать про войну. Прадед рассказывал единственный случай тех времён, о котором знают все дети и внуки. Во время одного из привалов после ожесточённого боя вокруг полевой кухни собрались солдаты, в котёл с едой прилетел снаряд. Погибло очень много людей, а мой прадед чудом остался жив. Его далеко откинуло взрывной волной. Он долгие годы, вспоминая, сокрушался, что в тот день погибла его помощница-лошадка, возившая полевую кухню.
Александра Николаевича демобилизовали в 1946 году. Он вернулся в родную деревню, где его ждали жена и две маленькие дочери. На плечи моей прабабушки Екатерины Фёдоровны во время войны легли все мужские обязанности в колхозе: и на ферме, и в поле. Обессиленные женщины приходили домой, управлялись с домашними делами и садились вязать варежки и носки для солдат в надежде, что такие же вещи достанутся на фронте их родным защитникам.
После войны прадедушка продолжил работать в колхозе, у него разрослась большая семья. Он вырастил 9 детей и 18 внуков. К концу жизни Александр Николаевич совсем ослеп, стала подводить память. Он не помнил события, которые происходили вчера, но помнил имена, фамилии, звания своих сослуживцев и командиров…
Дмитрий Иванович Надеждин родился в 1921 году в многодетной семье бывшего купца из Миасса, с детства мечтал посвятить жизнь Красной армии. В предвоенные годы профессия офицера считалась почётной и уважаемой. Окончив среднюю школу в Златоусте, без труда поступил в высшее военное Казанское пехотное училище и в 1940 году получил диплом с отличием. Его оставили работать в училище.
На учениях курсанты командира роты Надеждина показывали лучшие результаты по стрельбе. Как любой выпускник военного училища, он мечтал о продвижении по службе, может быть, и о генеральских погонах. Но война и тяжёлое ранение оставили его в звании лейтенанта. Дмитрий одним из первых среди преподавательского состава написал заявление с просьбой отправить его добровольцем на фронт. Его просьбу удовлетворили. После недолгого переобучения в Саратовском танковом военном училище он в должности командира стрелковой роты 446-го полка 55-й армии оказался на Ленинградском фронте. Молодые бойцы сразу попали в пекло – приняли участие в ожесточённых боях.
О том, что Дмитрий Надеждин воевал храбро, свидетельствует выписка из наградного листа от 29 декабря 1941 года: «28 ноября 1941 года в бою в районе КолпиноКрасный Бор Дмитрий Иванович Надеждин, выполняя боевую задачу, поставленную перед взводом, мужественно и умело руководил солдатами в бою. Атакуя противника, засевшего в противотанковом рву, Надеждин шёл впереди взвода и своим личным примером мужества и отваги увлекал за собой бойцов. В результате смелой атаки противотанковый ров был взят, при этом уничтожено 27 немецких солдат, шесть из них во время рукопашного боя. Прорвав линию обороны противника, взвод Надеждина продвинулся на 700 метров за противотанковый ров. Поставленная перед взводом задача была выполнена. В течение двух часов Надеждин и возглавляемые им бойцы продолжали удерживать занятый район, несмотря на неоднократные контратаки и сильный огонь автоматов, пулемётов и миномётов противника. В следующем бою при переходе через минное поле танк Дмитрия Ивановича был подорван. Он вместе с экипажем покинул машину и был тяжело ранен осколком противопехотной мины в левую ногу. В госпитале ему ампутировали ногу ниже колена».
«Представьте крепкого, здорового парня, ставшего инвалидом в 20 лет, – рассказывает его старший сын. – Он добился своего – стал кадровым военным, но без ноги армии был не нужен. После ранения отца отправили в госпиталь Ленинграда, где ему пришлось находиться почти до прорыва блокады. Из-за скудного питания многие тяжелораненые умирали. Когда его перевезли в госпиталь Тихвина, он при росте 168 сантиметров весил всего 36 килограммов, то есть был истощён до предела. В мирной жизни он не любил рассказывать о войне. Но о своём спасении во время эвакуации через Ладожское озеро вспоминал как о чуде. Обстреливаемые фашистами машины с людьми уходили под лёд. Шанс выжить был только у тех, кто успевал выпрыгнуть из автомобиля. Как отец, обессилевший от голода, без ноги, сумел спастись, когда машина, на которой его везли, раскололась пополам? Он считал, что ему помог Бог».
На костылях он вернулся к родителям в Златоуст. Зная, что нужно выбирать мирную профессию, поступил в экономический техникум. В 1946 году женился на молодой учительнице начальных классов Екатерине. В 1951-м семья Надеждиных с четырьмя детьми переехала в Аргаяш. Здесь родились ещё четверо детей.
С моей прабабушкой Екатериной Михайловной Надеждиной я успел пообщаться. Она была замечательной и доброй старушкой. Но я был слишком мал, чтобы в полной мере оценить её рассказы о прожитых годах. Екатерина Михайловна родилась в казачьем селе Петропавловское Уйского района Челябинской области в 1925 году. В детстве пережила все «прелести» коллективизации. В 1932 году чуть не умерла от голода, потеряла младшую сестрёнку. Она росла маленькой, худой, но очень сильной. Незадолго до начала войны прабабушка окончила педучилище. Но поработать учителем ей пришлось совсем мало. В 1942 году Екатерина Михайловна получила повестку в военкомат, её направили на курсы токарей-операционистов для работы на Магнитогорском заводе. В обязанности 17-летней девушки входила шлифовка снарядов. Вместе с другими юношами и девушками она трудилась по 12–15 часов в день. Порой сил не хватало дойти до дома, ночевали тут же у станка. И так до мая 1945 года.
Екатерина Михайловна до мелочей помнит день окончания войны. Тишина, остановились станки, а потом крики радости и плач. Прабабушка вспоминала, что сидела после бесконечной смены у станка, смотрела на свои почерневшие от металлических заноз руки, плакала и думала: «Как же так: война кончилась, а руки так и останутся чёрными!».
После войны Екатерина Михайловна вышла замуж. Вместе с прадедушкой они долгое время проработали в редакции газеты «Восход» села Аргаяш Челябинской области: он – бухгалтером, она – корректором. Прабабушка родила восемь детей, помогла вырастить 15 внуков, застала правнуков. Екатерина Михайловна провожала в армию шестерых сыновей. И, каждый раз прощаясь, она думала: «Только не было б войны». Идут годы, война уходит в прошлое, но, изучая историю семьи, вновь и вновь переживаешь те события и понимаешь, что война была не где-то далеко, а здесь, на нашей земле, в моей семье.
Автор материала Тимофей Куренков, 7 класс Аргаяшской школы № 1