14 июня 1914 года, спустя всего лишь полгода после вступления в строй, крейсер «Karlsruhe» («Карлсруэ») под командованием фрегаттен-капитана Людеке вышел в свой первый и, как оказалось, в последний дальний поход. Путь его лежал из Киля на о. Сент-Томас, куда он пришел 1 июля.
Но находился корабль там недолго, так как по распоряжению командования германским флотом он 5 июля прибыл в Порт-о-Пренс
(о. Гаити) для защиты германских подданных из-за вспыхнувших там беспорядков. Спустя четыре дня (9 июля) «Karlsruhe» вышел оттуда
в Вера-Крус (Мексика), придя туда 12 июля. Затем последовал заход
в Кингстон (Ямайка), откуда 24-го числа корабль вернулся в Порт-о-Пренс для выполнения той же задачи.
26 июля в командование кораблем вступил фрегаттен-капитан Э. Кёлер, перешедший со стоявшего там же крейсера «Dresden» («Дрезден»).
В состав экипажа входили: старший офицер капитан-лейтенант Ф. Шмидт, старший артиллерийский офицер обер-лейтенант цур зее А. Борн, минный офицер обер-лейтенантцур зее В. Шредер, радиотелеграфист обер-лейтенант цур зее барон фон Шутбас, лейтенанты цур зее К. Шварц, Данфелов, Диттемер, инженер-механик Шрабе, корабельный врач Варнеч, казначей Рейнхардт.
В 16 ч того же дня «Karlsruhe» покинул Порт-о-Пренс, к полудню 28 июля пришёл в Гавану (Куба) и сразу же приступил к погрузке угля. Через два дня (30 июля) он вышел в море, проведя на следующий день боевые маневры и учебные стрельбы в районе Гаваны.
4 августа пришло сообщение, что Великобритания объявила войну Германии, после чего корабль приступил к крейсерским операциям против судоходства противника. Первым задержанным им в 7 ч 5 августа стал итальянский пароход «Mongibello» («Монджибелло»), шедший
из Мессины и отпущенный после осмотра.
Утром следующего дня в 120 милях северо-восточнее о. Уатлинг «Karlsruhe» встретил германский пароход «Kronprinz Wilhelm» («Кронпринц Вильгельм») и передал на него два 88-мм орудия, снаряды, винтовки, патроны и часть своих моряков для переоборудования судна
во вспомогательный крейсер, в командование которым вступил лейтенант Тирфельдер.
Также занявшийся крейсерскими операциями «Kronprinz Wilhelm» потопил 13 больших пароходов и долгое время отвлекал на себя большие силы союзников, занимавшиеся его поисками.
Первое крейсерство «Karlsruhe» уже тогда могло стать для него
и последним, так как 6 августа у Багамских островов с его борта заметили сразу два британских крейсера. Сначала в 10 ч 15 мин он попал в поле зрения «Suffolk» («Саффолк»), но, погнавшийся было за противником, тот, из-за разницы скорости в два узла, стал отставать и в 16 ч потерял его из вида.
Через четыре часа с минутами (в 20 ч 15 мин) «Karlsruhe» обнаруживает «Bristol» («Бристоль»). Сблизившись с ним до 30 каб., он открыл огонь
по германскому крейсеру, который в свою очередь стал отвечать.
Однако вскоре на британском корабле произошла авария в машинном отделении, его скорость упала до 18 уз (на 8 уз ниже номинальной), дистанция до противника стала постоянно увеличиваться, и в 22 ч 30 мин оба корабля и вовсе потеряли друга. Причем к этому времени
на «Karlsruhe» оставалось только 112 т угля и 31 т нефти вместо полного запаса в 1320 т угля и 190 т нефти.
В ходе боя каждый крейсер выпустил порядка 80 снарядов, но попаданий ни один из них не добился, хотя те разрывались близко от них. Причем безрезультатная стрельба «Karlsruhe» связывалась с неблагоприятными условиями освещения, а вот неудача «Bristol» не имела «достаточных
к тому причин».
Утром 9 августа «Karlsruhe» зашёл в Сан-Хуан (Пуэрто-Рико) для перегрузки угля с германского парохода «Odenwald» («Оденвальд»),
с которого также принял провизию, 13 (по другим данным,19) резервистов и пятерых добровольцев из числа команды. В 9 ч крейсер начал погрузку угля с двух барж, ошвартованных с правого и левого бортов,причем в этом усиленно помогала команда «Odenwald». Приняв
к 19 ч 500 т угля, корабль спустя час в темноте, в сильный ливень и без огней вышел в море.
12 августа «Karlsruhe» посетил голландский порт Вилемштадт
на о. Кюрасао, где принял за 11 часов (с 8 до 19 ч) со своего же парохода «Stadt Schleswig» («Штат Шлезвиг») 1200 т угля. Причем в перегрузке топлива активно участвовала и команда германского судна.
По завершении бункеровки «Karlsruhe» в 20 ч вышел в море, направившись вдоль берегов Венесуэлы на юго-восток.
Утром 18 августа он встретился с германским пароходом «Patagonia» («Патагония») с грузом угля, а в 16 ч того же дня к северо-востоку
от побережья Гвианы в точке 9° 54’ с.ш. и 50° 10’ з.д. «Karlsruhe» обнаружил и задержал английский пароход «Bowes Castle» («Боус Касл»; вместимость — 4650 брт) с грузом селитры и серебряной руды.
Сняв с него экипаж, немцы открыли кингстоны, отдали фланец трубы конденсатора, а между котлами и бортом заложили взрывчатку. Затем судно подорвали, но тонуло оно очень медленно.
Затем крейсер продолжил плавание вдоль побережья Южной Америки, где с 21 по 23 августа у о. Мараса в устье Амазонки произвел чистку котлов и забункеровался со следовавшей вместе с ним «Patagonia», приняв дополнительно на верхнюю палубу ещё 120 т угля. Из команды парохода в экипаж крейсера влились два добровольца.
24 августа «Karlsruhe» продолжил крейсерство. Следуя вдоль бразильского берега на юг, он на следующий день подошел к о. Сан-Жоао, где вместе с «Patagonia» пополнил запас угля с парохода «Stadt Schleswig», после чего последний ушел с пленными англичанами
в Бразилию.
Через два дня крейсер продолжил поход, а 30 августа в 11 ч он стал
на якорь у рифов Лавандейра, где перегрузил с «Patagonia» 350 т угля. Причем эта и последующие погрузки топлива в жаркую погоду сильно изнуряли экипаж. В 19 ч того же дня снялся с якоря, а на следующий день у островов Рокас «Karlsruhe» встретился с германскими судами снабжения «Asuncion» («Асуньсион») и «Crefeld» («Крефельд»).
С первого из них крейсер принял 1200 т угля и 40 тыс. французских франков золотом, со второго — 1000 т угля и 35 тыс. французских
франков золотом.
В 16 ч всё того же 31 августа в том же районе «Karlsruhe» обнаружил английский пароход «Statroy» («Статрой»), следовавший из Норфолка
в Бразилию с 6000 т угля. После сделанного по приказу старшего артиллериста крейсера старшего лейтенанта фон Борна предупредительного выстрела по его курсу он заставил судно следовать за собой к о. Рокас, к которому они подошли к 8 ч 1 сентября.
Там на «Statroy» высадилась призовая команда и на нём подняли германский флаг, а вечером того же дня крейсер направился оттуда
на север, где все в тот же день (1 сентября) у островов Рокас встретился
с немецким пароходом «Rio Negro» («Рио Негро»), доставившим 1100 т угля, запасные части к машине и 200 ф. ст. в золоте.
Разделив уголь между пароходами, «Karlsruhe» и «Crefeld» ушли на север. В ночь на 3 сентября он обнаружил британский пароход «Mapl Breng» («Мэпл Брэнг») водоизмещением 4338 т с 2000 т различных грузов
и живого скота и, догнав его к утру, остановил.
Груз и экипаж в числе 42 моряков переправили на «Crefeld», а на «Mapl Breng» сняли крышки конденсаторов и открыли кингстоны и подорвали заряды в коридоре гребного вала, в результате чего судно быстро затонуло.
5 сентября крейсер вновь встретился с «Asuncion», а на следующий день вернулся к рифу Лавандейра для приемки угля с «Statroy», которая продолжалась два дня, после чего «Karlsruhe» 9 сентября продолжил крейсерство. Ночью 14 сентября сигнальщик обнаружил британский пароход «Highland Houp» («Хайланд Хоуп»; вместимость 5150 брт), шедший в Аргентину за грузом мороженого мяса, и, сняв под утро его команду, судно отправили на дно подрывными зарядами.
Остановленный тогда же испанский пароход «Reina Victoria Elena»
(«Реина Викториа Елена») крейсер отпустил без досмотра, как отпустил на следующий день (15 сентября), правда после досмотра, и норвежский барк «Serfareran» («Серфареран»), шедший из Новой Каледонии с грузом хрома.
В 13 ч 17 сентября в поле зрения «Karlsruhe» попадает английский пароход «Indrana» («Индрана»), направлявшийся с 6700 т угля
из Норфолка в Рио-де-Жанейро. Пересадив его команду на «Crefeld», задержанного британца немцы укомплектовывают своим экипажем, назначают его командиром капитан-лейтенанта Г. Ялласса и делают это судно своим угольщиком, переименовав в «Hoffnung» («Хоффнунг»).
18 сентября в условиях сильного тумана у рифа Лавандейра крейсер очередной раз принял с «Asuncion» 1370 т угля в бункеры и на палубу
и ночью 19-го числа направился в район севернее о. Фернандо-ди-Норонья. Утром следующего дня он обнаружил голландский пароход «Maria» («Мария») с 6000 т пшеницы, шедший из Портленда (штат Орегон) в Белфаст (Великобритания).
Сняв с него команду на «Crefeld», само судно немцы подорвали. Причем предлогом к потоплению нейтрального парохода послужило причисление зерна к контрабанде.
В тот же день «Karlsruhe» задерживает шедший в Рио-де Жанейро с 6400 т угля британский пароход «Cornish City» («Корниш-Сити»), с которым поступили, как и с «Maria». Только его команду пересадили на «Rio Negro», а само судно после подрыва быстро затонуло.
В 22 ч 21 сентября с борта крейсера засекают неизвестный пароход, шедший всю ночь с ним параллельным курсом...
Продолжение статьи о походе крейсера читайте позднее на нашем канале или в сборнике "Гангут №125" (2021 г.)
© Д.Ю. Давыдов
Перед Вами фрагмент статьи из сборника "Гангут №125"/2021
Ещё больше интересной информации и сами книги у нас в группе https://vk.com/ipkgangut
Друзья, если статья вам понравилась - поддержите нас лайком и/или репостом, напишите комментарий. Наш канал - молодой, нам очень важно ваше мнение и поддержка!