Приключения Камалы Хан, 16-летней американки пакистанского происхождения из Нью-Джерси задолго до выхода сериала вызывали бурчание публики по факту выбора актрисы Иман Веллани. Возможно, поэтому первые десять минут пилотной серии все окружение советует Камале посмотреть в зеркало. Но это еще не всё...
На 13-й минуте девушке говорят: «Ты для него слишком низкая, детка». Странная работа с возражениями, можно было обойтись и без этого. Актриса как актриса. Раз уж решили отрабатывать повесточку, можно гнуть свою линию без оговорок... Ладно, переходим к сути.
Повестка на этот раз заходит на территорию восточных традиций, и жизнь школьницы Камалы куда сложнее бытовухи обычного подростка-супергероя. Все-таки она из Пакистана.
Как известно, первая Мисс Марвел была белой и минималистично одетой Кэрол Дэнверс, чей образ прорабатывался с конца 60-х. В новом веке Дэнверс повысили до Капитана Марвел, заставили ее прикрыть купальник чем-нибудь потеплее (в космос же летать) и нашли для ее образа в кино Бри Ларсон. Титул Мисс Марвел в 2013 году перешел к Камале Хан.
Так вот, родители Камалы, хоть и встраиваются в жизнь обычных американцев, остаются на контакте с национальной общиной, халяль и харам в воспитании детей имеют значение. Дети растут разные: сын Амир Хан отрастил бороду и строго чтит традиции (или скорее выделывается), а Камала увлечена героинями Марвел, сочиняет фанфики в честь героини Бри Ларсон и настроена феминистично.
Камала планирует участвовать в фестивале с косплеем Капитана Марвел. Родители недовольны, что костюм слишком обтягивающий.
«Там будет твориться сплошной харам», – говорит мама, предлагая пойти на сборище косплееров в олдскульном шальвар-камиз, в качестве космополитичного компромисса раскрашенном под Халка (мы же говорили, что предки Камалы пытаются ужиться на стыке культур).
В итоге суперсила рождается действительно не из-за трико из супермаркета, а благодаря сувениру из Пакистана – браслету прабабушки. И фильм балансирует на грани стеба над традицией и попытки черпать из нее силу. Можно сказать, что благодаря этой фишке сериал выглядит чуть взрослее, чем тоже тинейджерская «Старгёрл» DC.
«У всех пакистанских семей есть история про раздел, среди них нет счастливых», – говорят за семейным ужином. Речь про распад Британской Индии в 1947 году, в результате которого образовался Пакистан, и начались войны с Индией, в том числе за регион Кашмир, а также за Бангладеш, что при военной поддержке Индии отделился от Пакистана.
Воспоминания о войне– острая приправа к супергеройской истории. Эта тема вышла и за пределы кино: еще до премьеры возникли скандалы из-за недовольства публики подбором актеров: многим не понравилось, что родителей Камалы играют не пакистанцы, а индусы.
Взаимодействие пакистанской и индийской сторон, вероятно, отразится на уровне отношений Камалы и понравившегося ей школьного новичка-индийца по имени Камран. Один из первых разговоров героев касается общепримиряющей любви к Болливуду. Но после фастфудно-карамельного периода, наверно, будут и разногласия.
Сейчас отношения Индии и Пакистана сложные, новое обострение конфликта было в 2019 году, когда началась разработка сериала. Не удивляет, что сериал является раздражителем для обеих сторон. Авторы постоянно рискуют кого-то обидеть.
Но при этом имеют шанс создать нечто за дружбу народов. Пока тот факт, что пакистанка из семьи эмигрантов смотрит индийский Болливуд, как и индийский друг, вряд ли радует жителей Пакистана, ведь про их Лолливуд не вспомнили. Надо придумать что-то более убедительное.
– Никаких снэпчатов в мечети!
– Это Инста.
Мультикультурализм помогает прокачивать подруга ГГ – полукровка Накия Бахадир (потенциальная звезда Ясмин Флетчер, для кого-то компенсирующая немодельную внешность главной актрисы).
Накия идет в совет мечети и впервые приходит в школу в хиджабе, как ни странно, чувствуя себя от этого супергероиней. То есть консервативный вызов – в обычном социуме и леволиберальный – в мусульманской общине, где Накия начинает борьбу за равноправие полов.
Подруга, как и Камала, идет к самоидентификации между двух общественно-политических и культурных пластов, обходя или побеждая предрассудки и крайности (у Накии, кстати, есть реплики как бы адресованные зрителям, что были недовольны выбором актрисы-христианки) и черпая силу в сочетании плюсов восточной мусульманской традиции и западного поп-культурного неоязычества, чем является культура комикса, если смотреть на нее по-философски. Это точно интереснее, чем обычная подростковая драма «Старгерл».
Спасибо за дочитку! Подписывайтесь на канал, и продолжим!