Найти тему
Моряк Папай.

История о том как подводную лодку ТОФ протаранил рефрижератор с пьяными моряками.

21 октября 1981 года, недалеко от Владивостока, у острова Скрыплева, подводная лодка «С-178» Тихоокеанского флота столкнулась с «Рефрижератором-13». Удар пришелся в район отсека №6. удар был очень сильный и практически разломил субмарину пополам. Лодку быстро обнаружили и начали спасательную операцию.

Источник "www.bagira.guru"
Источник "www.bagira.guru"

Рефрижератор №13 представлял собой небольшой по меркам торгового флота теплоходик. Водоизмещением всего 890 тонн. Длинной примерно 70 метров и шириной 11 метров. Максимальная скорость 10 узлов.

Рефрижератор вышел в рейс, весь экипаж перед отходом праздновал день рождение старшего помощника капитана Виктора Курдюмова. Весь экипаж был "на кочерге", в том числе виновник тожества. Моряки решили немного срезать, теплоход отклонился от заданного курса на 30 градусов и зашли на военный полигон где проходила С-178. Ходовые огни они включить видимо просто забыли. Увидев на горизонте лодку они посчитали что это какой-то маленький катер и он сам уступит им дорогу.

 Рефрижератор № 13 (если приглядеться даже название видно) Источник https://fleetphoto.ru/photo/02/94/67/294672.jpg
Рефрижератор № 13 (если приглядеться даже название видно) Источник https://fleetphoto.ru/photo/02/94/67/294672.jpg

Удар пришелся в район 6 отсека, рефрижератор ударил лодку с полного хода, разрубив практически на пополам. Командир вылетел с мостика за борт от удара. На борту был штабной офицер Владимир Каравеков, после того как командир выпал за борт он остался старшим, но командовать не смог, прихватило сердце. Командование перешло старшему помощнику командира С-178 Сергею Кубынину.

После удара лодка начала тонуть, экипаж успел задраить люки между всеми отсеками, это спасло жизнь их товарищам. Лодка легла на грунт на глубине 34 метра с креном 30 градусов на правый борт.

Лодка проекта 613 Источник https://2018.f.a0z.ru/11/12-6861181-sf-pl.pr.613-pod-komandovaniem-kapitana-3-ranga-v.-n.-chernavina.jpg
Лодка проекта 613 Источник https://2018.f.a0z.ru/11/12-6861181-sf-pl.pr.613-pod-komandovaniem-kapitana-3-ranga-v.-n.-chernavina.jpg
Подводная лодка С-178 принадлежала к проекту 613. Это один из самых надежных и многочисленных подводных лодок СССР. Водоизмещение надводное около 1000 т. подводное 1350 тонн. пдробнне о этих лодках можно прочесть в статье на канале. ССылка будет в конце.

После удара 18 человек погибли сразу. Во втором отсеке случился пожар, но связисты сумели его потушить. Подводники выбросили спасательный буй, на нем есть кабель телефонной связи, но нормальную связь установить так и не смогли. Подводники оставались в 1 и 2 отсеках, так же несколько человек успели загерметизироваться в 7-м отсеке, но выйти самостоятельно не смогли. Люк не смогли открыть, не получилось сравнять давление с забортным. Через торпедные аппараты выбраться они не смогли, по неизвестной причине.

Как вспоминал сам Кубынин, в момент столкновения он находился во втором отсеке субмарины, и после удара сразу бросился на центральный пост. Дал команду продуть воздух, чтобы подлодка могла всплыть. Эти действия ни к чему не привели: корпус С-178 был распорот, но подводники этого еще не знали. Чтобы поднять боевой дух, Сергей Кубынин достал из своей каюты канистру с «шилом» (так подводники называют спирт), разлили по 20 грамм. Старпом, чтобы заточенные на глубине моряки хоть немного взбодрились, даже организовал награждение знаками отличия и очередными званиями — все официально, с военными билетами, корабельной печатью, которая у него имелась. Один из подводников получил звание мичмана, второй – старшины первой статьи, все делалось по уставу (впоследствии эти звания никто не отменил).

Лодка пр 940 с батискафами "на спине" Источник https://content-25.foto.my.mail.ru/community/podplav/293/b-350.jpg
Лодка пр 940 с батискафами "на спине" Источник https://content-25.foto.my.mail.ru/community/podplav/293/b-350.jpg

Ночью начали подходить спасательные суда ТОФ. В их числе уникальная спасательная подводная лодка пр. 940 "Ленок". Это была единственная спасательная операция с участием лодок данного проекта.

Связи толком не было, по проводной связи радиобуя старпом Кубынин смог отправить пару сообщений. Чтобы доложить о том что дыхательных аппаратов на всех не хватает, пришлось отправить на поверхность 2-х матросов в итоге недостающие аппараты передали на лодку спасатели.

Спасательная лодка была неисправна, водолазы не имели опыта подобных работ. Пока спасатели готовились старпому пришлось еще 3-х матросов отправлять на поверхность, они были очень ослабевшие, но поднять на борт их не успели и матросы погибли. От сердечного приступа скончались еще 2 моряка. Старший похода скончался в торпедном аппарате, еще один моряк умер узнав о том что выход из лодки завален мешками с провизией.

Спасать моряков собирались путем их перехода с аварийной лодки на спасательную, в подводном положении. Так смогли перейти всего 6 человек, остальные всплывали на поверхность как поплавки, только чудо спасло их от гибели от декомпрессии. Старпом покинул лодку последним, добрался до рубки и отключился, давление воды вытолкнуло его на поверхность.

Памятник на месте захоронения погибших подводников, рубка сохранена оригинальная. Установлен на морском кладбище г. Владивосток. Источник https://vladnews.ru/uploads/magazine/2011/07/1023/thumb_125120_magazine_xxxl.JPG
Памятник на месте захоронения погибших подводников, рубка сохранена оригинальная. Установлен на морском кладбище г. Владивосток. Источник https://vladnews.ru/uploads/magazine/2011/07/1023/thumb_125120_magazine_xxxl.JPG

Всего погибло 32 человека. После того как катастрофа «С-178» и «Рерижератора-13» была тщательно изучена и проанализирована военными чиновниками. Старпом Кубынин и командир БЧ-5 Зыбин были представлены к ордену Ленина, но «наверху» сочли, что подводники этого не заслуживают. Советское командование засекретило это происшествие на долгие годы ,гриф сняли только спустя 25 лет. Подводники не получили никаких наград, родственникам погибших выделили по 300 руб.

Командир С-178 был наказан на ровне со старпомом рефрижератора, хотя виновником был старпом рефки. Вскоре состоялся закрытый суд, согласно решениям которого командир С-178 капитан 3-го ранга Маранго и старпом РФС-13 Курдюков были приговорены к тюремному заключению сроком на 10 лет каждый, а капитан теплохода — к 15 годам тюремного заключения.

Если вам понравилось, подписывайтесь на канал, пишите что думаете в комментах, ставьте лайки. ваша активность это единственное что двигает канал вперед. Огромное спасибо тем кто сделает репост в соц сети.

Статьи по теме: