Маленькие музеи - тема, которую мы уже затрагивали, не устают вдохновлять нас на короткие, но увлекательные путешествия! Сегодня хотелось бы рассказать об очень малоизвестном музее - собрании авиационной техники бывшего завода Гражданской авиации №411 (в наше время, коллекция бережно поддерживается компанией S7).
Вся экспозиция музея включает в себя 7 летательных аппаратов, в разные годы выпускавшихся (ремонтирующихся) на заводе и сыгравших большую роль как в развитии авиационного сообщения в нашей стране, так и принимавшие активное участие в боевых действиях.
Открывает экспозицию многоцелевой биплан ПО-2 (Поликарпов-2) - одна из самых массовых машин Советского Союза в предвоенный, военный и ранний послевоенный периоды. Этот самолетик (по сути - фанера с мотором) выполнял практически все известные военные и гражданские задачи: учебный самолет, почтовый, санитарный, транспортный, легкий ночной бомбардировщик, самолет сельхозавиации и другие. Практически все советские летчики учились азам пилотирования на этой простой, дешёвой и практичной машине.
Вертолетный парк музея представляют две самые первые машины конструкторского бюро Михаила Леонтьевича Миля - знаменитые на весь мир вертолеты марки "МИ" - МИ-1 и МИ-2.
С момента начала своего производства (1950 год) вертолеты Миля превратились в настоящие рабочие лошадки и армии, и гражданской авиации. Практически везде, где нужны транспортные и пассажирские перевозки (особенно в горной и лесистой местности), там востребованы Милевские машины.
Следующий представитель авиационной техники музея - один из самых массовых самолетов Советского Союза - ЛИ-2.
Эта машина является продуктом глубокой доработки американского самолета Douglas DC-3 в ходе которой были принципиально изменены летные характеристики, навигационное оборудование и некоторые другие параметры техники. Первые ПС-84 (пассажирский самолет завода №84) начали выпускать в 1935-1936 годах, а в 1942 году военная версия самолета получила наименование ЛИ-2 в честь главного инженера завода - Бориса Павловича Лисунова. Всего было выпущено более 14000 военных и гражданских (пассажирских и транспортных) ЛИ-2 (ПС-84), эксплуатирующихся более 40 лет.
Представлен в коллекции музея и "дедушка" современной авиации - легендарный АН-2 - "кукурузник". Это классический многоцелевой легкий биплан, эксплуатирующийся практически во всех климатических зонах, погодных условиях и типах покрытий взлетной полосы. Ваш покорный слуга неоднократно совершал на этой машине перелеты и могу лично подтвердить высокие летные характеристики самолета.
ЯК-40 (Яковлев-40) - ближнемагистральный и первый в мире турбореактивный пассажирский самолет с тремя двигателями. Был разработан в конструкторском бюро генерал-полковника авиации Александра Сергеевича Яковлева в 1964 году.
ТУ-154 по праву является "звездой" всей экспозиции и его осмотром посещение музея завершается. Разработанный в конструкторском бюро Андрея Николаевича Туполева в первой половине 60-х годов XX века, этот самолет считался одним из самых лучших представителей своего класса - среднемагистральных пассажирских самолетов и выпускался вплоть до 2013 года! Машина была рассчитана на перевозку до 180 пассажиров, отличалась прекрасными летными характеристиками, а её производство и усовершенствование были прекращены по причинам всем хорошо известным. Теперь пришло время восстанавливать отечественное авиастроение и этот самолет является живым примером, что наша авиапромышленность может работать, проектировать и выпускать технику ничуть не уступающую (как минимум) любым мировым аналогам.
Завершая рассказ о посещении музея хотелось бы сказать о его еще одной важной и отличительной черте - экскурсоводе!!! Собственно, смотритель музея и не является экскурсоводом в прямом смысле этого слова, но это прекрасный рассказчик, влюбленный в небо и авиацию! Его минилекции по каждому самолету достойны отдельной статьи.
Если Вы будете в Минеральных водах (особенно, с детьми) - заходите в музей!!! Адрес: Минеральные воды, ул. Кнышевского, д. 71А. Нужен только паспорт и желание увидеть и потрогать историю!