Найти тему

«Закрыть гештальт»: 9 мифов о гештальт-терапии

Закрыть гештальт. Всё чаще термины гештальт-терапии попадают в бытовую жизнь и трактуются к месту и не к месту. И вот уже мы «закрываем гештальт», дочитывая книгу или досматривая фильм, хотя термин «гештальт» подразумевает более глубокую трактовку.

Мы обратились к клиническому психологу и гештальт-терапевту Елене Калитеевской, чтобы она прокомментировала самые популярные мифы о гештальт-терапии. Она назвала 9 мифов о гештальт-терапии и рассказала о собственном пути.

Атмосфера гештальт-терапии

«Я занимаюсь гештальт-терапией больше 30 лет. В Ассоциацию прихологов-практиков приехала группа немецких коллег из Гамбургского института Фрица Пёрлза. Тогда в Ассоциацию, которая была организована в Москве в 1988, приезжало много специалистов. Основная аудитория – практикующие психотерапевты, мы обменивались опытом.

Нашими первыми учителями были Сигрид Папе и Вилфред Шлей. Они приехали в 1989 году и организовали программу подготовки в области гештальт-терапии. Началось все с двух вводных семинаров, которые показались интересными. Мы пригласили их сделать программу на 4,5 года. Затем мы 3,5 года занимались в другой программе под руководством Жан-Мари Робина, который был в то время Президентом Европейской Ассоциации гештальт-терапии и много рассказывал про историю, теорию, философию подхода.

В программе немецких коллег мы как будто почувствовали атмосферу гештальт-терапии, её вкус, цвет, запах, уловили её основные признаки и принципы. Нам очень хотелось познать гештальт-терапию, как целостный психотерапевтический подход, который возник в диалоге с психоанализом и который имеет свою большую историю. История эта кризисная, потому что гештальт-терапия получила развитие в период больших социальных перемен».

Гештальт-терапия в современном мире

Наша реальность сейчас очень сильно меняется и это происходит быстро, на сегодняшний день гештальт-терапия является одним из самых востребованных методов психотерапии. Она описывает динамику изменений человека в быстро меняющейся реальности.

Меняется соотношение фигуры и фона, пропадают старые смыслы, возникают новые смыслы и вопросы. Мы все идем в неопределенность. Гештальт-терапия работает с неопределенностью. Это суть гештальт-терапии. Изменение фона меняет актуальность и значение фигуры: фигуры вырастают из фона, пропадают, снова появляются. И этот процесс находится в постоянном движении. Изменение элемента системы меняет всю систему в целом. А целое не равно сумме частей. В гештальт-терапии это отражает динамический процесс самоосуществления жизни. Гештальт-терапия уходит от статики и делает акцент на процессе, а не на структуре.

Ф. Перлз написал книгу «Эго, голод и агрессия» в 1942 году. Эта книга – мост между психоанализом и гештальт-терапией, видно, как менялось мышление. Важно понимать, что гештальт-терапия – это не набор техник, а целостное направление, которое возникло в диалоге с психоанализом, с опорой на экзистенциальный подход к феномену человека в меняющейся реальности. Гештальт-терапия опирается на теорию поля Курта Левина, на восточные практики, на феноменологию и на гештальт-психологию (Лора Перлз, жена Ф. Перлза, была доктором гештальт-психологии). Сейчас другое время и многие понятия и концепты гештальт-терапии нуждаются в пересмотре.

Эксперт назвала 9 мифов, которые часто можно услышать о гештальт-терапии.

Миф 1: В гештальт-терапии нужно закрыть свой гештальт

Слово «гештальт» стало активно употребляться в быту: к месту и не к месту. Без конца говорят фразу: заверши свой гештальт. Что при этом имеется в виду? Заверши гештальт – посмотри, наконец, этот фильм или дочитай книгу. Купи то, что хотел.

Но не каждое дело, которое мы оставляем недоделанным, является незавершенным гештальтом. В каком-то смысле является, но не в том, в котором употребляется в гештальт-терапии.

Блюма Вульфовна Зейгарник описала закономерность: незавершённые действия стремятся завершаться. Люди, которые чем-то занимались, и их прервали, имели мотивацию продолжить начатое действие гораздо больше, чем те люди, которым просто предложили чем-то заняться. Если человека прервать, у него возникает желание закончить то, что он делал.

Но термин «заверши свой гештальт» часто употребляется в отношении каких-то бытовых событий. Что же имеется в виду под завершением гештальта?

Надо для начала сказать, что такое гештальт. Это слово плохо переводится с немецкого на русский. Это структура, образ, форма. Но никогда при переводах не делается акцент на том, что мы изучаем процесс. Основой гештальт-терапии является философия процесса, вопроса, философия действия и глагола, философия поступка. В этом отношении – гештальт – это некая форма, которая стремится к целостному завершению, это форма в развитии.

Гештальт-терапия – это экзистенциально-феноменологический подход, который ориентирован на поддержку человека через пробуждения у него чувствительности к качественному присутствию в своей жизни. То есть задача гештальт-терапии – помочь человеку очнуться и увидеть себя. Если человек сильно впечатлится этим, то энергия его впечатлённости, чувственная впечатлённость – и есть мотивация развития.

В этом смысле главный принцип диагностики в гештальт-терапии звучит так: позволь себе, наконец, осознать очевидное.

Закрой свой гештальт. Что имеется в виду? Что наша психика готова готова интегрировать в опыт только целостные формы – те, которые не содержат в себе эмоционального напряжения незавершённого действия. Поскольку мы анализируем то, как человек создаёт свой опыт, мы постоянно наталкиваемся на то, что люди как будто скапливают внутри себя большое количество схлопнутых переживаний. Часто человек говорит: я справился, но не пережил. Схлопнутые переживания остаются внутри человека в виде какого-то чувства, напряжения. Это то, что человек называет: моя проблема. Он с этим идёт к психотерапевту.

Гештальт-терапия родилась на основе феноменологии. Всё, что у нас переживается в нашем внутреннем мире, как чувства, состояния, переживания, проблема, всё это было когда-то опытом внешнего контакта со значимыми фигурами или обстоятельствами жизни.

Для того, чтобы это «схлопнутое» переживание могло как-то задвигаться и поддержать развитие человека, нужно снова это сделать опытом внешнего контакта и выйти за пределы конфликтующих внутри души переживаний, убеждений, ценностей, которые не договорились. Нужно сделать это снова опытом внешнего контакта, поддержать продолжение этого разговора и, выйдя за пределы разговора, достичь новой точки интеграции. Такая работа в гештальт-терапии описывает стратегию работы с «внутренней феноменологией» клиента, когда терапевт занимает позицию фасилитатора. Можно поставить 2 стула, символизирующие стороны внутреннего конфликта и предложить клиенту пересаживаться, поддерживая внутренний диалог.

Прожить свои невыраженные чувства и переживания можно также при стратегии работы терапевта и клиента в диалоге «на границе контакта», когда терапевт выступает совершенно в другой позиции, присутствуя в этом диалоге своей личностью и своей профессиональной позицией, формируя терапевтические отношения. Обычно это долгая работа.

Миф 2: Гештальт-терапия – это набор техник.

Особенно всем вспоминается «работа со стульями», которая относится к позднему периоду жизни Ф. Перлза. Остались записи этой работы. В нашу страну, действительно, попала скорее как техника. И только потом, много лет спустя, этот подход обрел свои истинные формы.

Важно понимать, что гештальт-терапия не сводится к техникам и не является техникой. Это самостоятельный подход, имеющий свою историю, понимание развития, теорию личности как динамически меняющуюся систему саморегуляции. Это терапия отношениями.

Техника работы со стульями – это просто материализация внутреннего конфликта, напряжения во внутреннем диалоге человека. Закрыть гештальт – поддержать этот диалог, выйти за пределами диалога и достичь новой точки интеграции. И всегда настоящая терапия это длительный регулярный диалог с терапевтом, экзистенциальная лаборатория опыта, где рождаются новые смыслы, возникают новые вопросы.

Миф 3: Гештальт-терапия – это про детские травмы, которые надо пережить.

Развитие человека продолжается всю жизнь. Многие считают, что мы являемся заложниками детских травм. Нет. Во внутреннем мире человека ценности могут начать конфликтовать в любой период жизни человека.

В понимании развития мы опираемся на теорию Эриксона, который говорил, что развитие человека продолжается всю жизнь. Это может касаться и какого-то актуального напряжения, которое следует за человеком последние несколько лет. Или стало для него актуальным незадолго до нынешного момента. Мы рассматриваем человека в процессе, в развитии. И гештальт – это форма в развитии.

Миф 4: Теории развития в гештальт-терапии не существует.

И что гештальт-терапия заимствовала теорию развития у других подходов. Но это не так, потому что гештальт-терапия занимается поддержкой развития человека, поддержкой осознавания и ассимиляции человеком своего опыта, который является основой развития человека.

Миф 5. В гештальт-терапии нет теории. И она не нужна.

Многие ссылаются на слова Перлза, что теория не нужна, что это цыплячье и слоновье дерьмо, но нужно понимать, что Перлзл имел в виду. Он имел в виду две вещи.

Первое – что пониманием не надо заменять переживания. Часто говорят – всё понимаю, но ничего не могу изменить. Перлз писал, что психоанализ – прекрасная диагностическая программа, но в ней нет как будто следующего шага – онтологического. Есть гносеологический шаг, но непонятно – как мне со всем этим жить сейчас. Нужно онтогогика, как новая педагогика переживания, проживания, обучения через открытие. Построение опыта через собственную чувственную впечатлённость. Одной теории не достаточно, чтобы жизнь человека изменилась.

Второе – гештальт-психология никогда не сможет претендовать на ранг фундаментальной теории, а навсегда останется феноменологической наукой, которая изучает феномен человека в развитии на фоне меняющегося мира и реальности. Теория жива, пока она в пути.

Миф 6. В гештальт-терапии делается особенный акцент на аффективное реагирование

Главное – выразить свои чувства, удовлетворить свои потребности, закрыть гештальт. Дать выход своему возбуждению. Тогда получается, что гештальт-терапию начинают воспринимать, как секту или сборище психопатов, которые собрались выразить чувства здесь и теперь немедленно – вне зависимости от контекста. Освободился и закрыл гештальт.

Это не так, потому что чувства – это остановленное действие. Тревога – это остановленное возбуждение. Человеку хочется выразить злость. Агрессия – это энергия, а злость скапливается, как невыраженная энергия в том месте, где человек не дал себе право действовать в своих интересах. Чувства – это некоторый сигнал о том, что что-то не сделано. Готовилось, но не перешло в действия. Можем замереть от страха, вместо того, чтобы убежать, можем залиться краской стыда, желая исчезнуть и, как назло, давление может подскочить, если смолчим вместо того, чтобы отстоять свои границы.

Чувства, конечно, должны быть выражены, но стоит поискать хорошую форму. Есть прекрасная книга Джозефа Зинкера «В поисках хорошей формы». Для того, чтобы выражать свои чувства, нужно отличать хорошую форму выражения своих чувств от аффективного реагирования.

Аффект – это не тоже самое, что выражение чувств. Аффект – это скопление энергии в том месте, где чувствительность абсолютно утрачена, это как пробка на дороге. Надо иногда освободиться от аффекта, чтобы получить доступ к чувствам. Чтобы освободить свою чувствительность. Бытовое понимание ценности гештальт-терапии с акцентом на аффективное реагирование – это миф.

Миф 7. Молитва гештальт-терапевта – воспринимается как безразличие, отвержение.

Я делаю свое дело, а ты делаешь свое дело.

Я живу в этом мире не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям.

И ты живешь в этом мире не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям.

Ты – это ты.

А я – это я.

И если нам случилось встретить друг друга – это прекрасно.

Если нет, то ничего не поделаешь.

Бытовая трактовка молитвы – этика не важна. Главный принцип – никто никому ничего не должен. Поделись своими чувствами, возьми назад свои проекции, если ты меня не понял, проблемы твои.

Молитва воспринимается как нечто отвергающее другого человека, подчёркивает ценность эгоизма и индивидуализма, отвержение ценности диалога.

Всё это в каком-то смысле верно, есть высказывание сэра Энтони Хопкинса: «Некоторых людей просто не должно быть в твоей жизни». Понимаю и согласна с сэром Энтони, но Перлз имел в виду другое — человек имеет право быть устроен так, как он устроен.

Из этой молитвы, кстати, родилась знаменитая триада, про которую все знают и говорят: «здесь и теперь. Что и как. Ты и Я».

Миф 8. Гештальт-терапия – это про «здесь и теперь».

Безусловно важно, что происходит здесь и теперь с тобою. Но это как будто отсекает сбор анамнеза, ценность истории, мечты человека о будущем, его восприятие целостности своей жизни – и, вообще, весь экзистенциальный слой, относящийся к бытию человека в мире, как некоторого понимания целостности пути. Есть мелодия бытия человека в мире.

«Здесь и теперь» мы находимся в каком-то состоянии, сидим в какой-то позе, «здесь и теперь» находимся в этой комнате, «здесь и теперь» находимся в определённом временном отрезке, который соответствует какому-то этапу развития нашей жизни, может быть в каком-то кризисе. «Здесь и теперь» мы находимся в какой-то точке развития истории своего рода – являемся проводником каких-то посланий, которые получили в определенной социальной группе. Понятие «здесь и теперь» в разных культурах воспринимается по-разному. У китайцев, например, горизонт планирования – 50 лет. Или даже больше. Строительство храма, как некоторый акт бытия этого феномена может быть рассчитан на несколько столетий.

Понятие «здесь и теперь» у каждого человека трактуется по-разному. Что происходит с тобой ? В эту секунду? А кто-то ответит – за последние 5 лет. Другой человека расскажет, что происходит сейчас в последние недели. А еще кто-то воспримет этот вопрос, как вопрос о том, что происходит в моей жизни с того момента, как я помню себя. Трактовка «здесь и теперь» очень субъективная у каждого человека. Картина мира зависит от глаз смотрящего.

Миф 9: Часто слышу вопрос – как там у вас в гештальте?

Вопрос крайне некорректный, потому что сколько людей – столько пониманий гештальт-терапии. В чьих руках метод? Не существует человека по имени «Гештальт», который что-то понимает и делает, существуют разные люди, практикующие гештальт-терапию и очень по-разному ее понимающие. Для меня психотерапия – это прежде всего люди, а не направления.

Сейчас человечество стоит перед большими экзистенциальными вызовами. О том, какую роль имеет гештальт-терапия в точке бифуркации развития человека – вы можете подробно узнать на открытой лекции Елены Калитеевской, которая пройдёт в Московском институте психоанализа 23 июня – в рамках программы «Мастера психологии».
В лекции сочетается понимание гештальт-терапии как теории развития с современной повесткой и вызовами, с которым сталкивается человечество.
Регистрируйтесь на лекцию по ссылке