Сегодня никого не удивишь книжными шкафами/домиками/полками в подъездах, парках, общественных местах. Делиться прочитанными книгами, давать старым книгам вторую жизнь стало хорошим тоном. Есть буккроссинг стихийный, организованный, адресный — я попробовала все варианты.
Лиза, а не я
Буккроссером я заделалась следом за своим персонажем. Обычно, наоборот, наделяешь героя собственными свойствами, привычками, увлечениями. Например, Лиза из романа «Лесная сказка» вязала разноцветные свитера с картинками — прямо как я.
Но она же была заядлым буккроссером — так требовалось по сюжету. Она вообще книжная девочка, для которой читать так же естественно, как дышать, а поток сознания наполнен цитатами и обрывками любимых стихов. Она и со своим молодым человеком познакомилась на фоне книжного хобби.
— Лиз, а ты замуж еще не собралась? Не всё же ты книжки читаешь!
— А мой бывший жених собирал книжки для буккроссинга, — улыбнулась Лиза, вспомнив, как Дима первый раз постучался к ним в отдел во время обеда. Это было воспоминание из совсем другой жизни, и говорить о нем было легко.
— Для чего? — переспросила Алла.
— Это движение такое. Есть люди, которые, прочитав книжку, пускают ее в свободное плавание, чтобы и другие могли прочитать. Оставляют где-нибудь в кафе, на автобусной остановке. То есть их «книжная полка» путешествует…
— А ваш бывший жених с какими книгами расставался? — подключился Логинов, и его нейтральный тон плохо прикрывал заведомую враждебность к бывшему жениху.
— Он расставался с одноразовыми детективами в мягких обложках. Я потом его пыталась вдохновить на то, чтобы дарить миру что-то существенное. Но он говорил, что существенное — жалко, потому что, может, самому захочется перечитать. А он зато придумал обходить всех сотрудников и друзей в надежде, что те не захотят позориться и что-нибудь приличное дадут — вот это-то приличное он и подарит миру. Какая разница, своё — не своё, если это он дарит.
Слушатели рассмеялись, у Логинова тоже дрогнули уголки губ, словно он понял никчемность ее молодого человека и расслабился. А Лиза поспешила восстановить справедливость, признавшись, что ей тоже бывало жаль своих книжек, особенно «Книги мудрых мыслей», с которой пришлось показательно расстаться, когда бывший жених укорил ее в жадности. А на ней так хорошо было гадать — как на «Евгении Онегине»…
— А жених-то как же? — не выдержала Алла.
— Спорим, что Лиза и его отправила в свободное плавание?
Я, а не Лиза
События в книжке происходят в нулевых годах, а буккроссинг пришел в Россию в 2002-м, то есть Лиза практически стояла у истоков. Но это она. А я-то — не в зуб ногой, предмет известен только в теории да по чужим рассказам. Но не могу же я превратиться в копию собственных персонажей, бросить свои дела и заниматься всеми их увлечениями. Тогда придется одновременно стать археологом, художницей, флористом, сталкером.
Но вот началась глобальная разборка книжных завалов. Шкафов, полок, балконных хранилищ. Книги уже и в тумбочке, и в пуфике, и в трюмо, а несколько стопок — в одежном шкафу. Помните Знайку?
«Книги лежали у него и на столе, и под столом, и на кровати, и под кроватью. В его комнате не было такого места, где бы не лежали книги…»
Так жить нельзя.
В процессе снизошло несколько озарений. Первое: от перекладывания с места на место книг меньше не становится. Второе: есть такие, которые я точно не буду ни читать, ни перечитывать. А книжки-то хорошие!
Много мягких покетов, когда-то, еще до появления читалок, купленных в дорогу. Много двойных изданий. Но много и ненужных, полученных в незапамятные времена в нагрузку в книжных наборах. Словом, больше половины книг работают кирпичами, в то время как могли бы служить по своему прямому назначению.
Львиная доля отправилась в ближайшую библиотеку, благо там обнаружился чудесный шкаф в фойе, специально для таких пришельцев.
А еще я вспомнила Лизино хобби — и решила попробовать!
Официальный буккроссинг
Сначала я наметила стопку книг, которые хочу отправить в путешествие. Потом решила повторить теорию. Зашла на ресурс boockrossing.com, где собран опыт, накопленный человечеством. Узнала заодно, что существует альтернативный сайт — то есть движение не прозябает, а бурно развивается, плодит конкурентов. Кто там настоящий, а кто нет, мне было, если честно, не так уж и важно — ужасно хотелось скорее начать.
Заготовление этикеток с эмблемой буккроссинга было похоже на занятия аппликацией в детском садике: клей, ножницы, цветная бумага, — и настроение соответствующее. Все-таки ручная работа развивает пальчики вдохновляет. Помимо эмблемы, этикетка содержит проникновенное обращение к тому, кто найдет книжку, и номер, по которому можно будет отслеживать ее перемещение по белому свету.
Между тем на сайте появлялись «отпущенные» и «пойманные» книги. Ну-ка, чем люди хотят поделиться с миром? А там и «Камасутра», и любовные романы, и Хокинг — чего только нет. Много буккроссеров из скандинавских стран: то и дело мелькают Финляндия и Швеция. Пока я корпела над этикетками, появилась Германия, следом — Италия и США. Россию в тот момент гордо представляла я!
Надо сказать, что первые книжки, которые я отпустила на волю, не были дешевой макулатурой. Чтобы не стать похожей на «бывшего жениха», я облюбовала практически новых Стругацких в твердой обложке и хорошенькую яркую Франсуазу Саган.
Стругацкие улетели сразу: входя в «Макдональдс» на Пушкинской, я оставила их у окна, когда выходила — их уже не было. Фантастику у нас любят крепко и преданно.
А Франсуазе не повезло! Я этого не ожидала. Специально уселась со своим кофе глясе напротив окна с «забытой» книжкой, чтобы глазеть, как это будет — как ее сейчас заберут. А ее не забирают!
Пройдут мимо, глянут краем глаза — и дальше. Или повертят — и кладут назад. Кто-то полистал. Кто-то почитал этикетку с объяснением, просветился. Девушка-уборщица, забыв о швабре, практически прочла до конца — а с собой так и не взяла. Подошел солидный менеджер, проверил, не бомба ли это — и бережно положил на место.
Что за дела? Что не так с Саган? Раньше пользовалась популярностью...
Игра усложняется
Дело осложнялось тем, что я стартовала зимой. Это в Европе запросто оставляют книги в парках на скамейках. А у нас в декабре — какие парки! Какие скамейки?! Уличная библиотечка на Патриарших занесена снегом, вокруг — сугробы. Рядом коченеет легко одетый Крылов. Надеюсь, моя книжечка не примерзла там, в этой кормушке.
Еще один малоприятный сюрприз: 90% сведений из интернет-источников — списки полок, где можно оставлять книги, — давно устарели. Для начинающего буккроссера это просто облом. Облюбуешь местечки, раскатаешь губу, а там — ничего книжного.
Так, я зря потратила время на Ленинку — никакого шкафа для книжного обмена там не оказалось. Об этом мне с радостью сообщили дамы в справочном отделе. И на Центральном телеграфе — тоже. А в книжном магазине «Фаланстер» благодушно сказали: «Специальной стойки у нас уже нет, но у входа стоит большая коробка, и знаете — там иногда кто-то копается».
У меня появились сомнения в том, что книги стоит оставлять в неприспособленных местах. Если только вам не наплевать на их дальнейшую судьбу, а действительно хочется, чтобы они обрели новых читателей. Поэтому большой радостью стало появление новых безопасных полок, как, например, в метро в фойе «Пушкинской-Тверской». Народ бежит на эскалатор и прихватывает что-нибудь почитать в пути. Причем довольно активно. Моего толстенного Анатолия Иванова кому-то надолго хватит.
Конечно, было бы здорово получить обратную связь — сообщение о том, кто и где нашел какую-нибудь мою книжку, и куда ее потом в дальнейший путь отправил (если отправил). Для этого на официальном сайте посткроссинга есть специальные поля, их надо только заполнить.
Но по статистике, а она одинаковая во всех странах, пойманных книг всего ничего — от 5 до 20%. Остальные оседают у новых владельцев (тоже неплохо) или теряются (плохо). Я на минутку приуныла, заглянув на страницу одного отечественного буккроссера: тот отпустил около трехсот книг, а сам поймал — всего три.
Но несмотря ни на что, буккроссинг — захватывающий процесс!
Спасибо за чтение! Если было интересно и/или полезно, ставьте лайк) Здесь я не напирала на технические детали, а постаралась передать эмоции, атмосферу, энтузиазм. Но планирую рассказать подробнее — о том, как это работает, о книжных местах, где их искать (с фотообзором). Подписывайтесь, чтобы не потеряться!
Продолжение здесь:
Буккроссинг летний и зимний, в парке и в библиотеке:
О других хобби:
Еще о книгах и чтении:
Книги на открытках:
Оригинал статьи находится здесь http://blog.vitlive.com/posts/kak-ya-stala-bukkrosserom, http://blog.vitlive.com/posts/kak-ja-stala-bukkrosserom-2