«Кабы я была царица…» - вспоминаются слова Пушкина. И это кажется верхом мечтаний для любой русской девушки. Но так ли сладка была жизнь царской супруги?
В средние века на Руси цари редко заключали династические браки. Как правило, будущую жену выбирали на смотре невест из дочерей бояр и дворян. И главным критерием были не знатность, а красота и здоровье избранницы. Хотя были и исключения. Так, Федор Иоанович женился на сестре Бориса Годунова, Ирине, без всяких смотрин, так как знал ее с детства и был в нее влюблен.
Жизнь в царском тереме
Царская невеста еще до свадьбы переселялась во дворец. И жизнь ее коренным образом менялась. И не только потому, что менялся ее статус.
С этого момента она переставала принадлежать себе настолько, что даже шага не могла ступить за пределы царского терема. Приходилось забыть о прогулках, выходах в город. Она не могла навещать не только своих подруг, но и родителей. Вопрос решался по-другому – родители, родственники и подруги поселялись во дворце и получали придворные должности. Многие этому были очень рады.
Но если они еще обладали какой-то свободой, то царица в своих передвижениях была ограничена. Стены царских палат она покидала очень редко.
Окружение царицы
Круг общения царицы становился очень узким, хотя она постоянно находилась в окружении придворных и слуг. Присутствовать на женской половине могли только женщины. Самыми высшими по рангу были верховные боярыни, которые имели свои конкретные обязанности. Так, боярыня-казначей отвечала за казну царицы, из которой выдавались пожертвования и принимались подношения и подарки. Боярыня-кравчая следила за царицыным столом, боярыня-постельница руководила служанками, светличная боярыня следила за работой мастериц в царицыной мастерской. Была даже боярыня-судья, которая разбирала все конфликты и преступления на женской половине дворца. Как правило, это были вдовы знатных бояр, и жили они во дворце. Были у царицы также и «приезжие боярыни», составлявшие ее свиту. Таких боярынь было около 50.
Царских дочерей окружали сенные боярышни. Они воспитывались вместе с царевнами и были их подругами. Они также прислуживали им в быту, выполняли поручения царевен.
Далее по иерархии следовали женщины-прислуга. Это были постельницы, кормилицы, няньки, мастерицы и прочее. Была особая категория женщин, которые занимались «развлечением» царицы и ее дочерей. Они читали вслух и пели, правда, в основном религиозные гимны. А веселили их карлицы и шутихи. Всего прислуживало царице порядка трехсот женщин.
Общение с мужчинами, даже прислугой, было максимально ограничено. Так, за столом прислуживали юноши-стольники, но при достижении 15 лет, а то и раньше, их из женской половины отсылали.
Снаружи палаты царицы охраняли около 100 ратников, но внутрь они не имели права заходить. Даже печи были устроены так, что истопники топили их из соседнего помещения, не заходя на царскую половину.
Практически единственными мужчинами, с кем могли общаться царица и царевны, были священники. На женской половине была своя церковь, где и проводились службы.
И, конечно, общаться царица могла со своим царственным супругом. Обычно они вместе ужинали на половине царицы. Здесь же царь общался со своими детьми. Он мог остаться на ночь в комнатах царицы, но это было нечасто.
Царевичи жили с матерью до 15 лет, затем их переселяли на половину царя.
Чем же занималась царица?
Перечень ее занятий был очень ограничен. В основном это были занятия рукоделием и молитвы. Царицы вышивали церковные атрибуты и считалось, что вышитые ими собственноручно облачения являются самыми желанными подарками для иерархов церкви.
Царица не могла принимать участие в политических делах страны и официальных церемониях. Но у нее был свой церемониальный зал, который носил название Золотая царицына палата. Здесь, сидя на троне, царица и принимала посетителей. Правда, происходило это нечасто. Видеть незнакомых людей она могла только во время крупных православных праздников и своих именин. И то, преимущественно это были духовенство, бояре и их жены.
Правда, были у нее и свои официальные обязанности. Часто просители направляли свои челобитные царице, а не царю. Считалась, что царица менее занята государственными делами и поэтому быстрее прочитает послание, а потом сможет обратиться к царствующему супругу с разрешением просьбы. А так как царице надо было поддерживать репутацию «заступницы за слабых и обиженных», то челобитная, отправленная государыне, обычно разрешалась положительно. Правда, далеко не все челобитные до нее доходили.
Покидать стены Кремля царица и ее дочери могли только изредка и каждый такое выезд сопровождался максимальными ограничениями. Ехать они могли только в закрытых экипажах, а когда выходили, слуги разворачивали вокруг них полотнища, чтобы, ни дай Бог, кто-либо из посторонних не увидел лица царственных особ. Делалось это из-за боязни сглаза и порчи, к чему в те времена относились очень серьезно.
А выезжала царица или в церковь, где ее тоже загораживали слуги от посторонних глаз, или отправлялась на богомолье в монастырь, расположенный за границами Москвы.
Занималась царица и благотворительной деятельностью, жертвуя средства в основном церквям и монастырям.
Царские развлечения
Развлечений у цариц было немного. Иногда к ним приглашали странствующих богомолок, которые рассказывали разнообразные и часто невероятные истории. Когда царица желала посмеяться, звали шутих и карлиц.
Бывало, в кремлевских палатах устраивали народные забавы: к потолку подвешивали качели, на Троицу водили хороводы, на Рождество устраивались святочные игры.
Редкие исключения из правил
Были, конечно, и женщины, которые смогли не подчиняться установленным строгим правилам. Несколько примеров.
- Царица Мария Темрюковна, вторая жена Ивана Грозного – черкешенка по происхождению, она не привыкла к ограничениям своей свободы и нашла выход для выплеска энергии в разгулах и охоте.
- Царица Ирина, жена Федора Иоановича – она принимала участие в государственных делах, присутствовала на заседаниях Боярской думы принимала послов и подписывала царские указы.
- Царица Наталья Нарышкина, мать Петра I - она любила танцевать, наблюдать за дипломатическими приемами и была первой из русских цариц, которая посетила театральное представление.
Когда царица получала самостоятельность законно
Приобрести самостоятельность на законных основаниях и иметь возможность «выходить в люди» и принимать участие в государственной и светской жизни царица могла только в одном случае – когда царствующий супруг умирал, а наследник был еще слишком мал, чтобы управлять государством. В этом случае его мать становилась вдовствующей царицей и главой дома. Как, например, царица Елена Глинская при малолетнем Иване IV или инокиня Марфа при Михаиле Романове.
Если же вдова не имела сына, при котором она могла состоять опекуншей, то ее статус становился аналогичным сироте и царицу просто постригали в монахини.
И как Вам такая жизнь? Хотелось бы стать русской царицей?