Привет, с вами Игорь Рабинер.
В 2010-м Дасаев говорил мне, что был бы рад однажды вернуться в родной клуб. И это произошло. С 2013-го он бессменно работает в системе «Спартака». Три года — в дубле, сезон — в закрытой недавно «двойке», последние четыре — в академии. Сейчас — с детишками 2011 и 2013 годов рождения.
О том, как это происходит, я поговорил с Борисом Поздняковым, давним партнером и другом Рината — и по игровой карьере в «Спартаке», и по академии.
- Еще больше убедился в том, что Дасаев — великий человек, — говорит Борис Александрович. — Не беру его игровую карьеру, но даже в тренерской после сборной, первой команды «Спартака» (при Романцеве в конце 1990-х. — Прим. И.Р.), «Торпедо», «Спартака-2» я думал, что работа с детьми — это не его, что с его статусом это ему будет неинтересно. Но как Ринат возится с этими пацанами — приятно наблюдать! Мне кажется, там родители сидят, наблюдают и глазам своим не верят. Он тренер от Бога!
Эти вратарские выражения: «Мальчики мои любимые, давайте туда потянемся, вот туда допрыгнем, стройненькие вы мои!» А там, насколько вижу, особой перспективы у некоторых детей нет. Но для него они все равны — и как будто они завтра попадут в команду мастеров и сборную России. С Максименко, думаю, было то же самое.
Он в каждом видит будущее. Многие детские тренеры обращают внимание только на трех-четырех самых перспективных ребят, а к остальным относятся по остаточному принципу — и мальчишки это чувствуют. А Дасаев ведет себя иначе. Это и профессионализм, и человечность.
Там же, в академии, в команде 2006 года рождения, играет и сын Дасаева, который носит двойную фамилию — Салим Дасаев-Морено. В сентябре ему исполнится 16. Его команду тренируют Владимир Джубанов и Поздняков.
- Пока Салим физически отстает — в прошлом году еще до перекладины не допрыгивал. Поэтому пока он в основном в резерве, играет меньше другого парня (Дмитрия Мельника. — Прим. И.Р.). Но сейчас растет, подтягивается, выходит на поле уже больше. Ждем! Ринат мне рассказывал, что сам вырос тоже достаточно поздно.
По фактуре Салим такой же худой, сухой, как отец. По нормативам все хорошо. Например, прыжок с места при его физических кондициях выше, чем у других вратарей. Поэтому все должно быть в порядке. Генетически много чего передалось. Многие движения — чистый Ринат! На поле он с сыном не занимается, потому что у них время не совпадает. Ринат в это время тренирует маленьких. Но иногда, когда возможность выпадает, приходит. А дома, знаю, он с ним занимается индивидуально. А чем именно — это их вратарские секреты.
Однажды команду Салима привели в спартаковский музей — показывали видео с подвигами его папы. Директор музея Алексей Матвеев рассказывает, что реагировал воспитанный мальчик скромно, но видно было, как ему приятно...
Перед финалом Кубка-2022 Дасаев вместе с Романцевым, Ярцевым, Мирзояном, Родионовым, Шавло приезжал в Тарасовку, чтобы напутствовать красно-белых. У Рината был личный разговор с Александром Максименко, которого он в 15-летнем возрасте отобрал в «Спартак» после просмотра, а потом тренировал в дубле. Чем-то мне их совместное фото напомнило другой разговор на природе — в 1982-м между Яшиным и самим Дасаевым.
И «Спартак» выиграл, а Максименко отыграл безошибочно. Так сошлись для клуба в одной точке его вратарское прошлое и настоящее.
С 65-летием, Ринат Файзрахманович! Здоровья и еще многих юных воспитанников в «Спартаке».
И чтобы, может, уже в адрес сына когда-нибудь раздалось старое доброе, но обновленное: «От Москвы до Гималаев лучше всех — Салим Дасаев!»