Более того – это часто не семья и родственники, и даже более того – это чаще не семья и родственники.
И незнакомый и чужой человек может оказаться тебе «ближе», чем самый близкий родственник, который живет рядом с тобой под одной крышей.
Это кажется парадоксом – как такое может быть? Кто ближе к тебе, чем члены твоей семьи?
Но в том то и дело, что Иисус Христос вкладывает в термин «ближние» не пространственно-бытовой, а духовно-нравственный смысл.
Давайте в этой связи присмотримся к притче, где, собственно, и дает точное понятие о ближних.
Это притча о милосердном самарянине. Мало того – притча и была рассказана в ответ на вопрос о том, «кто мой ближний?»
«…а кто мой ближний?
На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставивши его едва живым.
По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо.
Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо.
Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился,
И подошед перевязал ему раны, возливая масло и вино; и посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем;
А на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе.
Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?
Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же». Лк. 10. 29-37.
Что сразу бросается в глаза. Иисус Христос раскрывает понятие о ближних абсолютно вне семейно-родственного разреза.
Все действующие лица притчи – и попавшийся разбойникам, и сами разбойники, и самарянин, и священник, и левит не связаны между собой никакими родственными отношениями.
Это не значит, что оно вообще его не касается, но означает, что понятие «ближний» гораздо шире его.
Для потерпевшего разбойников кто стал ближним? Самарянин. Почему? Потому что оказал ему милость, сделал ему добро.
Вот он – первый критерий «ближнего».
Ближний – это тот, кто сделал тебе добро.
Казалось бы, в этом разрезе все очень хорошо укладывается в семейно-бытовой контекст.
Как правило, именно в семье находятся люди, которые тебе больше всего сделали добра, а значит, они с полным правом могут называться твоими «ближними».
Но – обратите внимание! Даже в этом разрезе «оказания милости» уже далеко не все члены семьи могут попасть в разряд ближних.
Почти каждый может поведать о том, как его не любил кто-то из родственников и даже сколько зла ему сделал.
Это не значит, что к ним христианину нужно плохо относиться. Мало того – их нужно любить по заповеди Христа: «Любите врагов ваших».
Но нам сейчас важно установить, что даже в семье, даже среди самых близких родственников уже далеко не все могут оказаться в категории «ближних».
А иногда – а для христианина это сплошь и рядом – могут оказаться в категории врагов в полном соответствии со словами Христа:
«Ибо Я пришел разделить человека с отцем его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью.
И враги человеку – домашние его». Мф. 10.36.
Причем, что интересно – это не собственно слова Христа.
Он их взял у пророка Михея, где этот процесс разделения подчеркнут яркими красками и отнюдь не лишился близости современным реалиям:
«Ибо сын позорит отца, дочь восстает против матери, невестка – против свекрови своей; враги человеку – домашние его». Мих. 7.6.
Да уж, в такой реальности – какие ближние? Тут не то, что добра друг другу не делают, - становятся на уровень самых настоящих врагов.
Что ж подчеркнем еще раз, семья – это отнюдь далеко не всегда «рассадник» ближних.
Но вернемся к притче о милосердном самарянине.
В ней есть еще один подспудный смысл, касающийся определения, кто такие ближние.
Мы как-то забыли про самого самарянина.
Когда Христос говорит вопросившему у Него: «иди и ты поступай так же», Он имеет в виду самарянина.
Значит, он тоже – критерий в определении ближних. Он «оказал милость», помог погибающему человеку.
Значит, этот критерий звучит так:
Ближний - это тот, кто нуждается в твоей помощи.
И опять понятно, насколько это шире семейно-бытовых отношений.
И в семье-то, за исключением детей и престарелых, часто мало кто нуждается в непосредственной помощи.
Но зато сколько таких «ограбленных разбойниками» в окружающей жизни!
Большей частью они не валяются при дорогах, прося о помощи (хотя и такое бывает), но нуждаются в не меньшем содействии.
Причем, речь не идет о какой-то абстрактной благотворительности.
Как правило, совесть всегда точно указывает человека, которому ты должен был помочь. На работе, на улице, в метро, в маршрутке, в парке…
И - горе тебе, если ты эту помощь не оказал.
Мы не знаем, как сложилась судьба священника и левита, прошедших мимо. Но несомненно, Христос мог и о них рассказать нечто весьма поучительное.
Причем, самое удивительное и страшное, что каждый – буквально каждый! – в том числе и тот(та), кто сейчас читает эти строки, может назвать, если будет честен перед самим собой, не одного такого человека.
И это далеко не всегда наши родственники.
Бог недаром связал отношениями по линии «ближние» всех людей на земле независимо от их родства.
Будем помнить об этом.