Вниманию читателей представляются рапорт и дополнение к нему командира крейсера II ранга капитана 2 ранга И.И. Чагина об участии
в Цусимском бою. В свое время (в 1907 г.) оба эти текста были помещены в сборнике документов «Русско-японская война 1904-1905 гг. Действия флота».
Однако в фондах РГАВМФ хранятся копии указанных документов, несколько отличающиеся по своему содержанию. И хотя имеющиеся отличия крайне незначительны, редакция сборника все же сочла возможным их опубликовать.
При подготовке документов к публикации их тексты приведены
к современным нормам правописания, с сохранением наименований японских кораблей в транскрипции автора, а содержащиеся в них
сокращения приведены к единообразию.
Коротко об авторе рапортов. Иван Иванович Чагин родился 12 ноября
1860 года и происходил из дворянского рода Рязанской губернии. Выпускник Морского Кадетского корпуса, по окончании которого был произведен в мичманы 30 августа 1881 г. С 1 января 1886 года лейтенант. В 1893–1895 годах старший флаг-офицер штаба начальника эскадры
в Тихом океане, затем начальника соединенных эскадр. В 1896–1899 годах морской агент в Японии.
В 1899–1901 годах старший офицер крейсера «Россия». 18 апреля 1899 года ему был присвоен очередной чин капитана 2 ранга. 14 января 1902 года назначен командиром крейсера II ранга «Алмаз». В 1902–1903 годах слушатель Николаевской морской академии. Участник Цусимского сражения. Вскоре по приходе во Владивосток, 6 июня 1905 года, сдал командование крейсером и отбыл в Санкт-Петербург.
В сентябре того же года вошел в состав комиссии по пересмотру «Положения о морском цензе». 7 ноября 1905 года назначен командиром императорской яхты «Штандарт», с производством 2 апреля следующего года в капитаны 1 ранга. 29 марта 1909 года ему присваивается чин контр-адмирал с назначением в Свиту ЕИВ.
Покончил жизнь самоубийством 11 октября 1912 года. Похоронен
на Никольском кладбище Александро-Невской Лавры.
Копия рапорта командира крейсера II ранга «Алмаз» капитана 2 ранга
И.И. Чагина от 16 мая 1905 года № 583 на имя командира
Владивостокского порта
14 мая утром эскадра генерал-адъютанта Рожественского в строе
двух кильватерных колонн, имея транспорты посередине, подходила
к Восточному Корейскому проливу.
Крейсер «Алмаз», входивший в состав разведочного отряда, шел
за крейсером «Светлана» в тылу эскадры. Идя курсом N-O 60° в 40 милях от южной оконечности Тсусимы (Цусима. — Ред.), в 6 1/2 час. утра увидели на правом траверзе японский крейсер 3-го класса «Идзуми», шедший на норд и который затем повернул на параллельный нам курс.
Была пробита боевая тревога. Продолжая идти тем же курсом, в 10 час.
15 мин. утра увидели слева на траверзе отряд неприятельских крейсеров, состоящих из «Касаги», «Читозе», «Нийтака» и «Цусима», идущие сходящимися курсами по направлению в пролив.
В это же время по сигналу крейсер «Владимир Мономах» перешел
на правый траверз транспортов и открыл огонь по крейсеру «Идзуми», который, отвечая ему, скрывался во мгле. После этого правая колонна увеличила ход и вышла на 4 корабля вперед. В 11 час. 20 мин. по сигналу левая колонна открыла огонь по разведочному японскому отряду, который повернул вдруг влево и, открыв огонь, скрылся во мгле.
В 11 час. 40 мин. 2-й и 3-й броненосные и крейсерский отряды выстроились в одну кильватерную колонну по 1-му броненосному отряду, имея транспорты и разведочный отряд с правой стороны.
В 12 час. изменили курс на N-O 23°, и 1-й броненосный отряд отдельно уклонился немного вправо, в строе кильватера, на расстояние
8 кабельтовых. В 1 час. 20 мин. разведочный неприятельский отряд
из 3-х крейсеров опять показался слева, по-видимому идя на соединение к главным силам.
В 1 час. 40 мин. показалась неприятельская эскадра, состоящая из 4-х броненосцев и броненосных крейсеров «Якума», «Ниссин», «Кассуга», «Ивате», «Идзуми» и «Адзума». Наша эскадра открыла по ним немедленно огонь, продолжая идти тем же курсом, а транспорты уклонились на 4 R вправо и отошли от эскадры на 10–15 кабельтовых, имея слева крейсерский отряд и сзади разведочный.
1-й броненосный отряд, повернув на 2 R влево, начал вступать
в кильватер, став во главе 2-го броненосного отряда. Ход эскадры
был 10 узлов, состояние моря — зыбь от N 4 балла, ветер — SW 4 балла, горизонт — мглистый.
В самом начале боя, в начале 3-го часа, пошел ко дну броненосец «Ослябя», на котором держал свой флаг контр-адмирал [Д.Г.] Фелькерзам.
Вскоре за ним вышел из строя броненосец «[Князь] Суворов», у которого были сбиты обе мачты и трубы, а также все надстройки; по-видимому, он не имел возможности более управляться и вышел из строя еще в начале боя и стоял на месте далеко в стороне от района маневрирования эскадры.
Как выяснилось впоследствии, адмирал [З.П.] Рожественский перешел тогда с «Суворова» на миноносец «Буйный», на котором и оставался все время дневного боя. Адмирал был ранен и находился в каюте.
На броненосце «Император Александр III» в средине боя был виден большой пожар и большой крен; потушив пожар и исправив крен, он вступил в строй за броненосцем «Орел» уже около 6 час. вечера и вновь начал стрельбу, но в 8-м часу держал сигнал: «Терплю бедствие», хотя шел в строю, но имел крен на правую сторону. Ожесточенный бой продолжался до 8 часов вечера.
Броненосец «Бородино», шедший в конце дневного боя головным
в колонне броненосцев, в 7 час. 10 мин. перевернулся на правую сторону
и пошел менее чем в три минуты ко дну; за полчаса до гибели на нем был громадный пожар между трубами и в кормовой части.
Броненосец «Сисой Великий», выйдя из строя в начале боя, тушил большой пожар в носовой и средней частях, но не переставал стрелять
по отряду легких крейсеров, старавшихся отрезать наши транспорты
и крейсера; потушив пожар, броненосец опять вступил в кильватер.
На остальных броненосцах особых повреждений не замечалось, и они
все время сохраняли строй.
Через полчаса приблизительно после открытия огня броненосцев
из-за японской эскадры вышли японские крейсера «Касаги», «Читозе», «Нийтака», «Цусима», два палубных крейсера типа «Мацушима», «Акитсусу» и «Сума», с явным намерением обстреливать транспорты, среди которых тогда произошло замешательство вследствие желания уйти из-под перекрестного огня. Весь огонь японских крейсеров был
направлен на транспорты и по разведочному отряду, состоявшему
из крейсеров «Светлана», «Алмаз» и «Урал». «Урал» в это же время получил подводную пробоину и, выйдя из строя, начал спускать все гребные суда.
Крейсер «Светлана» подошел к нему и сделал сигнал: «Транспорту "Корея" принять людей с "Урала"», в это же время «Светлана» также получила носовую подводную пробоину и села немного носом, а «Алмаз» присоединился к крейсерскому отряду, маневрируя до конца боя
в колонне крейсеров, беспрерывно стреляя по неприятельским крейсерам, когда дальность это позволяла для его 75-мм пушек. Видно
было, как в одну из шлюпок «Урала», наполненную людьми, попал снаряд
и шлюпка затонула, т.е. я полагаю, что немногие из них уцелели
и добрались до берега.
Крейсер «Урал» продолжал держаться на воде, сев носом, и оставался
в том же положении, не погружаясь в воду до наступления темноты;
трубы у него были сбиты.
На остальных судах крейсерского отряда особых повреждений
не замечалось, хотя на некоторых судах были подбиты трубы, рангоут, шлюпки и пр.
Из транспортов особенно пострадала «Камчатка», на которой было несколько пожаров, а также и «Иртыш», на котором в носовой части
был пожар от взрыва снаряда и, должно быть, пробоина в носу, так как
он сел носом.
Буксирный пароход «Русь» к концу боя не был виден. Остальные транспорты особых повреждений не имели.
Миноносцы к наступлению темноты были все в сборе, не имея, по-видимому, особых повреждений. Во время боя миноносцы, спуская свои шлюпки, спасали людей с тонувших судов и держались между крейсерами и транспортами.
В 6 1/2 час. вечера выяснилось, что командующий находится
на миноносце «Буйный», ранен, а перед этим на этом же миноносце был поднят сигнал, что командующий передает командование адмиралу [Н.И] Небогатову, после чего на броненосце «Бородино» был поднят сигнал: «Курс NO 23°», т.е. на Владивосток.
Этим курсом вся эскадра шла около 25 минут; впереди на курсе показались два отряда японских контрминоносцев (в одном — 4,
в другом — 5).
Броненосцы начали склоняться вправо, а крейсера влево, причем крейсера застопорили машины, следуя движению головного крейсера «Олег».
Строй крейсеров после этого немного сбился, так как транспорты вошли
в линию крейсеров и перемешались с ними.
Когда наступила темнота, строй еще не был исправлен, и около 7 1/2 час., после гибели «Бородино», наши броненосцы повернули все сразу на 8 R влево, стараясь сблизиться с отрядом наших крейсеров, продолжая стрелять по неприятельским броненосцам, а фланговые —
и по контрминоносцам, оказавшимся на фланге их.
При совершенной темноте, без огней, «Олег», «Аврора», а за ними и все остальные, увеличивая ход, стали склоняться влево, а с ними вместе все транспорты, сильно отстававшие, без определенного строя стремясь догнать их.
Видя, что японские броненосцы повернули влево, а их крейсера,
по-видимому, старались отрезать наш крейсерский отряд от наших броненосцев и, не видя возможности своевременно войти в строй крейсеров из-за транспортов, которые пересекали мне курс, и предвидя, что я окажусь между японскими броненосцами и крейсерами, я прибавил ходу, идя на NO, полагая затем, выйдя на свободу, повернуть влево
и присоединиться к крейсерам. Но в это время я увидал у себя справа под носом японские броненосцы, шедшие на SW, а потому лег на О и быстро стал с ними расходиться.
Пропустив японскую броненосную эскадру, которая меня не заметила, стал склоняться в NO четверть и значительно за это время отдалился
от своих судов. А, не имея возможности в темноте рассмотреть их и найти их, тем более что они, по-видимому, ушли уже на SW, я не счел правильным повернуть за ними, не рассчитывая за темнотою ночи их найти, а потому продолжал идти взятым курсом, который вывел меня
из пролива, и решил идти во Владивосток, как конечный пункт, указанный еще перед боем приказом командующего эскадрой как главная цель нашей задачи.
Я отделился от эскадры в 9 1/4 час. и до 11 час. слышал и видел усиленную стрельбу при свете прожекторов, которыми японцы освещали наши суда. По-видимому, произошел жаркий ночной бой, продолжавшийся далеко
за полночь, судя по раскатам и грохоту орудий.
Продолжение статьи читайте позднее на нашем канале или в сборнике "Гангут №126" (2021 г.)
Подписал:
командир крейсера 2-го ранга «Алмаз» капитан 2 ранга Чагин
РГАВМФ. Ф. 24. Оп. 1. Д. 32. Л. 143 с об. Машинописная копия.
© Подготовка к публикации и примечания.
Л.А. Кузнецов, Р.В. Кондратенко
Перед Вами фрагмент статьи из сборника "Гангут №126"/2021
Ещё больше интересной информации и сами книги у нас в группе https://vk.com/ipkgangut
Друзья, если статья вам понравилась - поддержите нас лайком и/или репостом, напишите комментарий. Наш канал - молодой, нам очень важно ваше мнение и поддержка!