В последнее время обстановка увеличивает интерес самых широких слоёв населения к военному делу.
Обилие поднимаемых в СМИ тем, так или иначе связанных с армией и вооружением, увеличивает и число вопросов. Тем более, что в тех же СМИ, высказывания даже приглашённых «военных экспертов» настолько порой безграмотны, не говоря уж про самих журналистов и ведущих.
В частности, часто упоминаемые в последнее время немецкие боевые бронемашины «Мардер», как только не именуют. Я даже сам слышал, как в пределах одной фразы их называли бронетранспортёрами и лёгкими танками. Конечно, подобные вольности в терминологии можно простить симпатичной женщине, особенно в прямом эфире (вести программу не в записи, а в прямом эфире крайне сложно и не всем дано), но всё-таки требует разъяснений.
А так как я получил сразу два вопроса от читателей на эту тему, то и решил написать небольшую заметку.
Казалось бы, на вопрос вынесенный в заголовок, легко ответит любой человек, интересующийся бронетехникой. Но хочу обратить внимание, что и мне сей вопрос задала отнюдь не выпускница балетного училища имени Вагановой, а человек, который и сам может процитировать справочник по бронетехнике.
Давайте тоже ткнём пальцем в любой справочник. И что там увидим.
Бронетранспортёр — это бронированная транспортно-боевая машина для транспортировки личного состава и их материальных средств к месту выполнения боевой задачи и эвакуации раненых и поражённых с поля боя.
Боевая машина пехоты — это бронированная боевая машина для транспортировки личного состава, с возможностью личного состава вести огневой бой с машины, и огневой поддержки пехоты на поле боя.
Казалось бы, вот вам и вся разница. Но давайте начнём с того, что любые определения хороши, если по ним можно чётко и ясно разделить два типа боевой техники. И тут мы упираемся в исходное состояние. Ибо, как легко заметить, единственным кардинальным отличием БМП указана возможность личного состава вести огонь из машины, а также поддержка пехоты на поле боя. Но, поддержка на поле боя спешенной пехоты всегда входила в задачу и бронетранспортёров, да и сейчас таковой остаётся. Возможность вести огонь непосредственно из машины — тоже вопрос спорный. Пока бронетранспортёры были открытыми, понятно, что такая функция была. После того, как появилась крыша, то большинство БТРов получило и бойницы для огня из стрелкового оружия.
В некоторых определениях БМП указывается, что они предназначены для действий совместно с танками. Но в этом они опять же не отличаются от бронетранспортёров, поскольку и БТР изначально предназначались для действий совместно с танками.
Можно, конечно, проявить упорство и пытаться ещё что-то притянуть. Например, то, что БМП имеет лучше защиту и сильнее вооружение, но и это легко опровергнуть на примерах. Многие БТРы имеют вооружение даже сильнее современных им БМП.
А что касается лучшей защиты, то напомню, что в этом классе боевых машин, наиболее защищенными являются тяжёлые бронетранспортёры — особый тип машин именно для сопровождения танков, на базе танков же созданных и не уступающих им по бронезащите. Машины правда редкие и мало в какой армии имеющиеся, да и обычно их просто переделывали из устаревших танков. Кстати, стоит напомнить, что первые бронетранспортёры и были сделаны на базе первых танков.
Словом, как видим, какой-то очень чёткой границы провести между БТР и БМП не получается. Это не значит, что её нет. Мы же легко отличаем наши отечественные БМП от БТРов или БМД. Когда речь идёт про одну армию, то вроде разница понятна… но опять же, если не задумываться.
Рекомендую также мою статью:
Про литые танковые башни и прочие глупости в телевизионных ток-шоу
Для тех, кто не читал ещё мою новую книгу «Мифы и факты про танкистов Второй Мировой», очень рекомендую.
Также стоит не забыть про предыдущие книги: «Мифы и факты Великой Отечественной войны» и «Освобождение-2»