Найти тему
Божий план спасения

ЗАКОН, КАК ДЕТОВОДИТЕЛЬ КО ХРИСТУ

В послании к Галатам апостол Павел, рассуждая о роли закона в истории спасения, в частности пишет: «Закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою; по пришествии же веры мы уже не под руководством детоводителя» (Гал. 3:24-25)

Вокруг этого высказывания апостола Павла до сих пор идут споры. Одни говорят, что здесь говорится, что теперь спасение не зависит от исполнения заповедей закона, а исключительно по вере в Иисуса Христа, как своего спасителя. При этом они ссылаются на следующие слова апостола.

«вы не под законом» (Рим. 6:14), «конец закона — Христос» (Рим. 10:4).

Однако, в Новом Завете можно встретить многочисленные заявления, утверждающие непреходящую ценность и значимость закона. О законе говорится, что он «духовен» и «свят», и что апостол находит в нем удовольствие (Рим. 7:12, 14, 22), закон добр, если употреблять его законно (1 Тим. 1:8), и не противоречит обетованиям Божьим (Гал. 3:21), закон не уничтожается верою, а напротив, утверждается (Рим. 3:31), верующие исполняют его требования, когда живут по духу (Рим. 8:4) и в любви (Рим. 13:10). Апостол Павел убежден в том, что закон есть воплощение истины, которая назидает человека, помогая ему постичь Божью волю (Рим. 2:18-19).

Чтобы разобраться, что же означают слова апостола Павла о законе, как детоводителе ко Христу, обратимся к его словам, которые объяснят связь закона с верой.

Апостол Павел в послании к Римлянам пишет: Как закон, ослабленный плотию, был бессилен, (ибо плотские помышления закону Божию не покоряются, да и не могут (Рим.8; 3-14), то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти. (Рим 8). Другими словами Господь возвел в ранг греха наряду с греховными делами ещё и греховный дух, то есть, греховные мысли и намерения человека.

Как видим Иисус не отменяет закон, о осуждает грех, что сидит во плоти человека. Грех, это беззаконие, а беззаконие это нарушение заповедей закона. Это значит, что Иисус, не только не отменил закон, напротив, Он расширил действие закона. То есть, если ранее он имел силу только в отношении совершенных беззаконий, то теперь он имеет силу и в отношении намерений к беззаконию. И именно поэтому Иисус обращает наше внимание не на дела, а на плотские помышления (на грех во плоти), Он говорит: «Если смотришь на женщину с вожделением, то есть если имеешь намерения к прелюбодеянию, то ты уже прелюбодействуешь, а, следовательно, уже совершаешь преступление перед Богом. Если имеешь намерения к убийству, то перед Богом ты уже убийца. Следовательно, чтобы стать праведным перед Богом, и благодаря этому наследовать спасение, недостаточно не убивать или не красть, (ибо спасение не от дел), чтобы оправдаться, нужно не иметь даже намерений к убийству или к краже, как и к любому другому греху.

Для чего Он это сделал?

Сделал Он это для того, чтобы ликвидировать саму причину, по которой человек грешит. И этой причиной является грех, что сидит во плоти самого человека. Апостол Павел называет этот грех плотскими помышлениями и поясняет, что плотские помышления суть смерть, потому что плотские помышления есть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, и не могут, а помышления духовные, то есть, соответствующие принципам морали и нравственности установленные заповедями Божьего закон,— жизнь и мир (Рим.8; 3-14). Поэтому, чтобы покорить человека закону, Господь ставит задачу вытравить из души человека помышления плотские и, вложив в неё помышления духовные, добиться чтобы оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу, то есть исходя из своих внутренних побуждений, от чистого сердца. Иначе, по слову Иисуса, наша праведность не выходит за рамки обычной праведности по закону, «не превосходит праведности книжников и фарисеев», которые, будучи людьми, глубоко религиозными, внешне, на поведенческом уровне, все заповеди закона, разумеется, исполняли. Итак, если на условиях первого завета наше духовное качество и состояние определяли наши поступки (дела), то в соответствии с условиями нового завета — наши намерения (дух). Другими словами, если, ненавидя кого-то, мы воздерживаемся от убийства, кражи, прелюбодеяния…., только потому, что так велит закон, это праведность по закону, то в соответствии с условиями нового завета, это полный провал, а столь высоко поднятая Богом духовная планка, нужна для того, чтобы уберечь нас от такого провала, и тем самым, даровать нам спасение. Ибо помышления плотские суть смерть, а помышления духовные — жизнь и мир. (Рим.8; 3-14).

Каким образом Иисус намеревается это сделать?

С этой целью Господь ставит задачу, вложив закон в мысли народа и написав его на сердцах их, добиться от него послушания закону не по букве закона, а по духу, то есть, не потому что того требует от него Бог, а исходя из своих собственных побуждений, от чистого сердца. Господь говорит: «Вот завет, который завещаю им после тех дней, вложу законы Мои в сердца их, и в мыслях их напишу их, и буду их Богом, а они будут Моим народом. (Евр. 8, 6-12 Евр. 10:11-18).

Другими словами, вложив закон в мысли народа и написав его на сердцах их, Господь ставит задачу добиться от него такого духовного состояния, при котором бы закон для него стал больше, чем только законодательство или определяемый им правопорядок, но, чтобы закон определял ещё и соответствующий закону его образ жизни, включая его внутреннее духовное состояние такому образу жизни соответствующее.

О роли закона, как детоводителя

Закон, будучи нашим детоводителем, выполняет важнейшую функцию: он под страхом наказания принуждает нас к праведному образу жизни, который сначала прививает привычку жить праведно, а за тем и внутреннюю потребность жить праведно. Вот таким образом закон воспитывает нас в духе божественных нравственных норм, он охраняет от зла, он помогает в осознании греха (Рим. 3:20, 7:7; 1 Ин. 3:4). И что самое главное, — он ведет ко Христу. Он указывает на Христа, как нашего единственного Спасителя от зла, греха и смерти. Вот именно поэтому закон является детоводителем ко Христу.

Далее читайте на следующих страницах Дзена или на сайте moe-svidetelstvo.ru