В СССР судьба автобуса была незавидной. Сначала их загоняли до состояния, когда сдавать в металлолом оказывается выгоднее, чем ремонтировать. А если оставался целым хотя бы корпус, его использовали в роли импровизированной беседки. В лучшем случае ставили в роли памятника у ворот завода или депо. Сейчас на сохранении в музеях Мосгостранса и Мострансавто есть всего 3 работоспособных автобуса из этой серии. И то их пришлось восстанавливать буквально из огородных сараев — нашлись предприимчивые граждане, вовремя «ухватившие» никому уже не нужный металл. В этой статье мы предлагаем вам посмотреть на последние существующие экземпляры ранее массового автобуса.
Сразу оговоримся насчёт названия. Ликинский автобусный завод начал свою деятельность именно со сборки ЗИЛ-158. Какое-то время он был даже единственным предприятием, выпускающим эту модель. Почти все линии ЗИЛ тогда работали над среднетоннажными грузовиками. В 1959 и 1960 годах производство велось на обоих заводах одновременно. В следующем году инженеры Ликинского завода запустили в серию модифицированную версию автобуса, но даже после этого он не стал носить их название. Только к фирменной эмблеме прибавилась литера «В» в обозначении модели. А первым серийным ЛиАЗ’ом считается ЛиАЗ-677.
Этот автобус был на ходу с 1970 до самого конца 1990. Тогда вся серия в принципе дослуживала последние годы. Так долго сохраниться экземпляру помогла «профессия». В своё время пассажирский автобус был переоборудован в спецмашину для московского НИИ Транспортного строительства (сейчас ЦНИИС). ЗИЛ-158В выполнял функции передвижной тензометрической лаборатории. Все сидения были демонтированы, чтобы поставить оборудование, нужное для испытания железнодорожных устройств. Заднюю дверь просто заварили, а переднюю заменили на распашную одностворчатую.
Что характерно, сзади осталась надпись краской с советским регистрационным номером.
А теперь давайте заглянем внутрь. Часть фото сделана ещё в те непростые для автобуса времена, когда о реставрации никто и не думал. Например, так выглядела кабина:
Все переключатели подписаны. Кстати, в заводской комплектации ещё и прилагался специальный листок, на котором были приведены правила безопасности. А шкала у бака — это второй топливомер. Не совсем понятно, зачем он здесь.
Из-за такого расположения ЗИЛ-158В часто называли «скотовозами». Потому что давка в общественном транспорте — явление обычное, а стоять в этом автобусе куда менее удобно, чем в более ранних. Хотя кто-то до сих пор верит в байки, что специально для перевозки коз и свиней его и придумали, а уже позже переделали как пассажирский.
Если приглядеться, можно разглядеть заклёпки по всему корпусу — дюралюминий просто прибит поверху, скрывая оригинальный металл. А окраска выбрана не просто так. Именно в таких цветах и выпускалось большинство Ликинских ЗИЛ-158В.
А самое главное — он до сих пор на ходу и иногда выезжает на различные мероприятия. Чаще всего его зовут в кино, когда нужно правдоподобно передать дух позднего СССР.
Известно ещё о как минимум двух ЗИЛ-158В, увидевших нулевые года. Один из них был перевезён в музей Мосгостранса из Псковской области ещё в 1993 году. Но случилась некрасивая история с конфликтом между владельцами музея, в ходе которой автобус был попросту распилен на металлолом. Кстати, именно его сидения сейчас стоят в обсуждаемом экземпляре. Это очень печально, ведь он не только мог ездить после техобслуживания, но и обладал полным пакетом документов и даже современным номером: р676ев77.
Ещё более невероятна история второго. Он проработал в роли рабочего автобуса, возящего сотрудников вплоть до 2011 года! Таким экспонатом могла похвастаться птицефабрика в Шушенском (Красноярский край). Сейчас он передан в местный музей. Остаётся надеяться, что его отреставрируют и он сможет сниматься в кино, как и московский «коллега».
Даём 12% скидку на первый заказ!
Более 1000 заводских запчастей для автомобилей УАЗ и ГАЗ!
Доставка по всей России!
Увеличенная гарантия до 3-х лет на ряд товаров!
Посетите наш интернет- магазин!
Или позвоните по телефону: 8 800 700 53 87 (звонок по России —бесплатный!)
Будем рады видеть вас в числе наших довольных клиентов!