Найти тему
Автомузей в миниатюре

ЗИЛ-131 автоцистерна (экспортный «Элекон» для «Русской коллекции») в масштабе 1:43. «Капсула времени»

Оглавление

В конце девяностых «Элекон» выпустил серию масштабных моделей для торговой марки «Русская коллекция». Масштабные модели отличались оригинальной упаковкой, улучшенной сборкой и окраской.

Поговаривают, что применялась краска «Tikkurila». Не берусь утверждать, что это так - но факт - краска отличается от применявшейся до и после (ниже будет сравнение). Модели предназначались для экспорта, но и у нас они тоже продавались.

Впервые увидел своими глазами эти модели я около двадцати лет назад. Они были развешаны на специальном фирменном стенде, установленном около стеллажей нашего местного «Универсама».

ЗИЛ-131Н (АЦ-4,0-131)

Экспортный ЗИЛ в деталях не отличался от обычного.
Однако, есть пара деталей, отличающихся от более поздних моделей.

Если сравнивать с настоящим - то форма и расположение фонарей и фар свидетельствуют о позднем варианте грузовика, прошедшем модернизацию для соответствия новым требованиям.

ЗИЛ-131 цистерна («Элекон») из коллекции автора
ЗИЛ-131 цистерна («Элекон») из коллекции автора

Всегда удивляло отсутствие задних фонарей на цистернах в миниатюре.
На фото заметен стык частей ёмкости, который не так заметен глазу. Если не присматриваться.

ЗИЛ-131 цистерна («Элекон») из коллекции автора
ЗИЛ-131 цистерна («Элекон») из коллекции автора

Под капотом - узнаваемый двигатель. Особенно удалась форма корпуса воздушного фильтра, по-моему =)

Лебёдка с имитацией троса до сих пор смотрится убедительно.

Двигатель ЗИЛ-131 («Элекон»). Модель из коллекции автора
Двигатель ЗИЛ-131 («Элекон»). Модель из коллекции автора

Вид на шасси тоже радует взора.
А передний мост, при желании, можно и развернуть редуктором в нужную сторону.

Шасси ЗИЛ-131 («Элекон»). Модель из коллекции автора
Шасси ЗИЛ-131 («Элекон»). Модель из коллекции автора

Балансирная подвеска задних колёс выполнена подвижной - это одна из приятных особенностей многих грузовиков, выпущенных «Элеконом».

Работа подвески ЗИЛ-131 («Элекон»). Модель из коллекции автора
Работа подвески ЗИЛ-131 («Элекон»). Модель из коллекции автора

Интерьер - без изысков, по стилистике не выпадает из общей деталировки модели.

Интерьер ЗИЛ-131 («Элекон»). Масштабная модель из коллекции автора
Интерьер ЗИЛ-131 («Элекон»). Масштабная модель из коллекции автора

Сравнение

Одной из важных особенностей масштабных моделей ЗИЛ-131, выпущенных «Элеконом» до начала нулевых, является некорректное воспроизведение решётки радиатора - отверстий сделано меньшее количество, чем должно быть. Восемь вертикальных отверстий вместо десяти. Остаётся только догадываться о том, что стало причиной появления такой особенности. Моя версия - ошибка в чертежах.

На снимках - ранняя модель из обзора и очень поздняя.

Хорошо просматриваются различия не только в решётках, но и в применявшейся краске.

Сравнение масштабных моделей ЗИЛ-131 («Элекон») из коллекции автора
Сравнение масштабных моделей ЗИЛ-131 («Элекон») из коллекции автора

С другой стороны отличия только в цвете. Ранняя модель слева.

Сравнение масштабных моделей ЗИЛ-131 («Элекон») из коллекции автора
Сравнение масштабных моделей ЗИЛ-131 («Элекон») из коллекции автора

Коробка как предмет коллекционирования

Как ранее упоминалось - коробка тут оригинальная, отличающаяся от обычной «Элеконовской». Интересно всё - от надписей до формы.
Как видно на снимке - в верхней части коробки есть заготовленные отверстия для вывешивания моделей на специальных стендах.
Дано описание особенностей масштабных моделей и приводятся снимки их базовых вариантов.

Советские грузовики могли быть направлены в народное хозяйство даже в защитном цвете, однако заказчик решил конкретизировать:

ЗИЛ-131 «Элекон» в коробке. Из коллекции автора
ЗИЛ-131 «Элекон» в коробке. Из коллекции автора

На одном из клапанов приводится перечень серий масштабных моделей. Вероятно, он готовился на перспективу. Однако, многое из представленного вполне могло быть заказано на «Агате», «Тантале» и «Элеконе».

ЗИЛ-131 «Элекон» - коробка. Из коллекции автора
ЗИЛ-131 «Элекон» - коробка. Из коллекции автора

О планируемом расширении ассортимента дополнительно указано на коробке.
Можно сказать, что это миссия торговой марки!

ЗИЛ-131 «Элекон» - коробка. Из коллекции автора
ЗИЛ-131 «Элекон» - коробка. Из коллекции автора

И ещё один важный фрагмент, подтверждающий необычность всей серии:

ЗИЛ-131 «Элекон» - коробка. Из коллекции автора
ЗИЛ-131 «Элекон» - коробка. Из коллекции автора

Итог

Приобрести ЗИЛ с неправильной решёткой - это такой специфический коллекционерский интерес. В таких случаях модель интересна не как копия автомобиля, а сама по себе. Как дефект чеканки интересен коллекционерам монет. Или как бракованные марки могут интересовать коллекционеров марок.

ЗИЛ с неправильной решёткой выпускался примерно до двухтысячного года - с начала девяностых.
Модель из обзора, как утверждает продавец, выпущена в 1998 году, и всё это время хранилась на складе.

Охотно верю! Модель имеет отличия от тех, что выпускались позже, а её коробка пропиталась характерным кисловатым запахом склада.

Спасибо продавцу за эту «капсулу времени»!

Годы выпуска прообраза - 1986-2002 (согласно Википедии)
Годы производства масштабной модели в таком виде - начало девяностых-двухтысячный год
Масштаб 1:43
Производитель - «Завод «Элекон» (город Казань)

Благодарю за внимание!

Взаимодействие с публикацией может способствовать развитию канала

#зил #элекон #хобби #коллекционирование #масштабные модели #авто