Не теле- а радиопередачи.
"Почему нельзя найти?" Так подумал я и решил найти. В интернете. Там же всё можно найти. Или здесь.
Передача называлась «В гостях у профессора Чука, или Семинар нерешенных проблем». Научно-познавательная радиопередача для детей. С песней заставкой (звучащей там не полностью).
Песня-заставка к радиопрограмме "Семинар нерешенных проблем".
Автор неизвестен.
Когда-то Лобачевский думал, кутаясь ( пишут и "путаясь") в пальто:
"Как мир прямолинеен - видно, что-то здесь не то",
Но он вгляделся пристальней в загадочную высь
И там все параллельные его пересеклись.
Всё знакомо вокруг - тем не менее,
На земле ещё много всего,
Что достойно, поверь, удивления,
И моего, и твоего.
Удивляюсь стихам, удивляюсь росе,
Удивляюсь упругости стали,
Удивляюсь тому, чему, кажется, все,
Удивляться давно перестали.
Проблем на свете развелось, и каждая - орех,
И белых пятен хватит нам по тысяче на всех,
И в том, что жизнь - задачник, никаких сомнений нет,
Ты только не спеши и не заглядывай в ответ.
Всё знакомо вокруг - тем не менее,
На земле ещё много всего,
Что достойно, поверь, удивления,
И моего, и твоего.
Удивляйся дороге, от ливня сырой,
Удивляйся трезвону трамвая,
Удивляйся тому, чему люди порой
Удивляться вообще забывают.
---------------------------------
/Советская радиопередача для школьников 4/4 - математика - 1981г./
"Как мир прямолинеен - видно, что-то здесь не то",
Но он вгляделся пристальней в загадочную высь
И там все параллельные его пересеклись."
Эти слова до сих пор всплывают в памяти. Сомнения, сомнения, сомнения. Они часто движут человеком. Когда есть сомнения, появляется желания их развеять.
Сказано- сделано. Начал копать и уперся в серьезную преграду.
Нашёл только книгу, написанную непосредственно автором этой передачи Татьяной Васильевной Потаповой. Но и ей про автора песни ничего не известно. Нормальное явление? Наверное тогда было нормальным - все вокруг колхозное, всё вокруг моё. Какие авторские права? Берем понравившуюся песню и вставляем.
Но кто-то эту песню откуда-то взял? Никто сейчас не знает : ни кто автор , ни кто исполнитель.
Но мы же не привыкли отступать и орешек расколем. Ага. А помните чем расколол орешек знаний пионер в мультипликационной заставке в киножурнале "Хочу всё знать"? Не всегда кувалдой, как оказалось. Не только кувалдой.
------------
Книга называется «Семинар нерешенных проблем: век XXI».- автор Потапова Т.В., М.: Изд-во «У Никитских ворот», 2009.-336 с.:ил.
В прошлом веке выпуски радиопрограммы «В гостях у профессора Чука или Семинар нерешенных проблем» звучали в эфире в сопровождении песни, которая начиналась словами: «Когда-то Лобачевский думал, путаясь в пальто: Как мир прямолинеен, — видно, что-то здесь не то!». К сожалению, река времени не сохранила документальных свидетельств авторства этой песни. Журналистка Клара и биолог Майя обратились за помощью к кандидату физико-математических наук, барду Сергею Никитину.
КЛАРА: Сергей Яковлевич! В прошлом веке на радио часто звучали песни в вашем исполнении. Не помните ли вы нашей песни?
С.Я.: Увы, — такой песни я не помню… В моем архиве есть другая песня: на слова поэта Вадиме Левина…
КЛАРА: Автора «Глупой лошади»?
С.Я.: Да. Она вполне могла бы подойти к вашей передаче, но она звучала в эфире в другой программе: которую вел Ролан Быков…
КЛАРА: Так: еще одна нерешенная проблема….
Никитин не помнит песню про Лобачевского.
---------
Из саратовской интернет-газеты «Заря молодежи»
от 23 февраля 2011.
А лично для меня самым слушаемым с 1978 года стал радиосериал с длиннющим названием «В гостях у профессора Чука, или Семинар нерешенных проблем».
Сегодня мы беседуем с автором этой одной из «топовых», как сказали бы сейчас, радиопрограмм – доктором биологических наук, ведущим научным сотрудником НИИ ФХБ (Научно-исследовательский институт физико-химической биологии ) им. А. Н. Белозерского Татьяной Васильевной Потаповой.
Валентина Исааковна терпеливо рассматривала мои пробные работы и в конце концов приняла идею домашнего радиосеминара, где в гостях у профессора Чука в неформальной дружеской обстановке будут обсуждаться злободневные научные проблемы. В конце концов, именно этот вариант был утвержден начальством и успешно просуществовал около 10 лет (98 выпусков). Кстати, закончился он не по решению «сверху», а как-то угас сам собой, постепенно теряя основоположников: последней каплей был мой отъезд (по личным причинам) из Москвы, куда я вернулась после перестройки, но восстановить программу уже было невозможно.
— Пресловутая «командно-административная идеологическая система» мешала или помогала?
— Передача была запланирована «сверху» и темы передач планировались на год вперед. Это придавало работе определенную стабильность, хотя на каждый из ежемесячных выпусков со мной заключался отдельный договор, который иногда мог быть не исполнен по воле «верхов» — так случалось, если эфир нужно было срочно занять политически важной информацией. Определенные проблемы создавала многоступенчатая цензура.
— Вы – биолог, но тематика передачи была самой широкой: лично я помню, как писал по заданию «профессора Чука» о цивилизации майя, о загадках железной колонны в Индии, о путешествиях во времени. Программу делал «человек-оркестр» Татьяна Потапова, или целый академический коллектив?
— Академического коллектива не было, но были друзья, которых я старалась привлекать к подготовке передач. Ряд сценариев написан мной в соавторстве с физиками, биологами, геологами, геофизиками, журналистами, математиками. На саму идею семинара меня вдохновили знаменитые семинары по клеточной биологии, который проводил в те годы великий математик И.М. Гельфанд и в которых я участвовала как его сотрудница.
К сожалению, не могу даже вообразить, что в наши дни где-то «в верхах» родится идея научно-просветительской программы для детей, ориентированной на широкую аудиторию.
— К сожалению, архивных аудиозаписей не сохранилось: все, что осталось от профессора Чука – слепые машинописные копии сценариев. Часть из них я набрала вручную, договорилась с ведущими современными учеными и оформила в виде книги «Семинар нерешенных проблем: век XXI». Сверстала книгу аспирантка мехмата, оплатил издательские расходы мой НИИ ФХБ как просветительскую работу с детьми. Я мечтала довести книгу до тех, кто слушал профессора Чука в прошлом веке, но при тираже 300 экземпляров этого не достичь.
--------------------
---------------------
Ранее по Интернету гуляла такая информация (теперь я ее найти не могу - видимо, автор публикации сам же ее и удалил), что предположительно автором и исполнителем ее является некто Владимир Ланцберг - инженер-механик по специальности и поэт-бард по призванию, исполнявший эту песню под аккомпанемент с е м и с т р у н н о й (а не шестиструнной) гитары. Во всяком случае, авторство этой песни приписывается именно Ланцбергу и ряд исследователей (были исследователи оказывается) в этом мнении сходятся. Однако, это - неподтвержденное предположение, но считают, что это предположение достаточно близкое к истине. Владимир Исаакович Ланцберг (1948-2005) - поэт, прозаик, эссеист; организатор клубов самодеятельной песни, лауреат фестивалей авторской песни. По предположительным данным, переехал в Германию, жил в городе Нюрнберге. Но его уже нет.
Так что, сам он этого теперь уже никак ни подтвердит, ни опровергнет.
А в публикуемых его сборниках эта песня также не включается
И голос явно не его.
--------------
В общем, я должен констатировать - автор решил остаться неизвестным. Вот это я понимаю - решил, так решил.
---------------
Николай Иванович Лобачевский (20 ноября (1 декабря) 1792, Нижний Новгород — 12 (24) февраля 1856, Казань) — русский математик, один из первооткрывателей неевклидовой («гиперболической») геометрии, деятель университетского образования и народного просвещения.
А про Лобачевского еще есть стихи.
Евгений Евтушенко, например, посвятил Лобачевскому главу в поэме «Казанский университет». События жизни учёного упоминаются и в других главах этой поэмы:
3. Лобачевский
Худое поведение студента Николая Лобачевского,
мечтательное о себе самомнение, упорство,
неповиновение, грубости, нарушения порядка и
отчасти возмутительные поступки; оказывая их,
в значительной степени явил признаки безбожия.
Рапорт на Лобачевского
...
«Либо подлость —
либо честность.
Получестности в мире нет» —
аксиома твоя,
Лобачевский,
не вошедшая, правда, в предмет.
======================