Найти в Дзене
Живописные истории

Картина «Комната с балконом» Адольфа Менцеля или художнику тоже надо отдыхать

Между 1845 и 1851 годами немецкий художник Адольф Менцель (1815—1905) написал серию из пяти небольших картин, изображающих в основном пустые комнаты.

Основной целью этих картин было желание художника запечатлеть различные световые эффекты, от яркого солнца до лунного сияния. Для того времени, это была новая и очень интересная задача.

Картина представленная внизу, первая из этой серии работ.

"Комната с балконом", 1845 г. 58 х 47 см. Старая национальная галерея в Берлине
"Комната с балконом", 1845 г. 58 х 47 см. Старая национальная галерея в Берлине

Будучи придворным художником императора Вильгельма I, Менцель много писал картин огромного размера на исторические, социальные, бальные и прочие тематики. На них приходилось вырисовывать всё, вплоть до мельчайших деталей.

"Концерт для флейты Фридриха Великого в Сан-Суси", 1852 г. 142 х 205 см. Старая национальная галерея в Берлине
"Концерт для флейты Фридриха Великого в Сан-Суси", 1852 г. 142 х 205 см. Старая национальная галерея в Берлине

Такие же небольшие камерные зарисовки стали отдушиной для Мерцеля. На них были не только пустые комнаты, но и портреты близких ему людей, виды из окон, пейзажи, облака и дворики домов.

Он писал их для себя. Они хранились в его студии и были обнаружены только после смерти художника.

"Сестра Эмили спит", 1848 г. 46,8 х 60 см
"Сестра Эмили спит", 1848 г. 46,8 х 60 см

Но вернемся к нашей комнате с балконом, в которой легкий порыв ветра колышет белые с вышивкой шторы, скрывающие от нас вид на балкон и улицу.

Лишь яркий солнечный луч проходит через них. Комната полупуста. Полностью видны лишь пара стульев в стиле бидермейера и высокое трюмо с зеркалом.

Остальная мебель видна только как отражение в зеркале: мягкий диван в серо-розовую полоску и картина в позолоченной раме над ним.

Кусок ковра, пара подсвечников и всё. Что там за пятна или тени на стене и рядом с ковром остается загадкой.

Фрагмент картины
Фрагмент картины

Эта комната из квартиры, куда Менцель вместе со своей матерью и двумя младшими братом и сестрой переехал в конце марта 1845 года. Это было на третьем этаже Шенебергерштрассе, 18 в Берлине. По мере быстрого расширения города и с завершением строительства железной дороги Анхальтер в 1841 году этот район, ранее служивший пастбищем для коров, стал жилым.

Картина была приобретена Берлинской национальной галереей в 1903 году и получила широкую известность после мемориальной выставки художника в 1905 году.

Некоторые критики назвали Менцеля немецким импрессионистом, опередившим французов на несколько десятилетий.

#живопись #изобразительное искусство