Найти тему

Опасность чрезмерного доверия САРП*, без бюрократической шелухи, объясняю на пальцах, то есть на примере из жизни.

Начало здесь и здесь.

Прошу извинить подписчиков моего канала, что долго не писал. Спасибо за проявленное терпение.

Причина – отсутствие времени, а точнее – разгул бюрократии в учебном заведении, где я преподаю морские дисциплины будущим судоводителям. Более детально: мне поручили составить методические указания ведения предметов. Учебный год практически закончился, по преподаванию предметов у администрации претензий не возникало. И вот сюрприз: а где методические указания, которыми я должен руководствоваться? Чувствую, что не моё это. Для того и существуют методисты, чтобы методические указания вырабатывать. А дело преподавателя – нести знания в массы обучающихся согласно этим указаниям. Да и оплата рабочего времени у преподавателей производится по количеству уроков, а не по количеству составленных документов. То есть разгул бюрократии продолжается, несмотря на то, что на словах все признают её вредительскую роль уже долгие годы.

А ещё ранее разгневанный Маяковский писал, что он "волком бы выгрыз бюрократизм"
А ещё ранее разгневанный Маяковский писал, что он "волком бы выгрыз бюрократизм"

К этой теме я ещё вернусь. А пока приходится выполнять то, что требует начальство.

В процессе составления методических указаний по радиолокационному тренажеру, я столкнулся с темой «Опасность чрезмерного доверия САРП». О чем тут говорить 2 часа? В учебниках и интернете тема исчерпывается двумя предложениями: о возможных погрешностях вычислений и задержке выдачи результатов при изменении параметров движения цели.

Поэтому я посчитал нужным снова обратиться к анализу столкновения теплохода «Пётр Васёв» с пароходом «Адмирал Нахимов» в 1986 году как ярчайшей иллюстрацией упомянутой выше опасности чрезмерного доверия САРП. Думаю, именно это доверие к новой японской технике со стороны одного из ключевых виновников трагедии и послужило причиной гибели большого количества людей. Расскажу своими словами, без технических терминов и заумных формулировок, чтобы было понятно любому, а не только слушателям курса тренажера по САРП.

Как известно, капитан теплохода «Пётр Васёв» Ткаченко непрерывно вёл наблюдение за приближающимся «Адмиралом Нахимовых» с помощью САРП. Очевидно, что данные вычисления дистанции кратчайшего сближения с целью его вполне устраивали. Это первый фактор опасности: цифры вычисления САРП были приблизительными и могли содержать значительную погрешность.

Об этом капитан Ткаченко не думал или не знал и потому никак не реагировал на попытки вахтенного помощника Чудновского с «Адмирала Нахимова» докричаться по радио, требуя уступить ему дорогу, как было обещано ранее. Точно цифры никто не знает, но «Пётр Васёв» мог бы пройти по носу у «Адмирала Нахимова» в нескольких кабельтовых, как показало последующее расследование аварии.

Вообще-то такой способ расхождения судов в море не приветствуется, слишком опасен. На берегу, на автодорогах, мы говорим в таких случаях «подрезал», то есть влез под самым носом другой машины, вместо того, чтобы держаться на безопасном удалении. Так и Ткаченко, вероятно, хотел «подрезать» «Адмирала Нахимова».

Но «Адмирал Нахимов», которым в том момент управлял второй помощник Чудновский, ожидал, что его пропустят, как было обещано. А это значит совсем другое расхождение, чем проскакивание перед самым штевнем. То есть Чудновский имел все основания ожидать, что «Пётр Васёв» снизит скорость или отвернёт от курса, предположительно влево, под корму «Адмирала Нахимова», или как более сложный вариант, отвернёт вправо, чтобы описать циркуляцию и вернуться на прежний курс.

Предполагая такое вероятное маневрирование «Петра Васёва», Чудновский сделал большую ошибку: желая увеличить дистанцию между судами, он отвернул сначала на 5, а вскоре ещё на 10 градусов влево.

схема столкновения судов, почти поминутно
схема столкновения судов, почти поминутно

И теперь уже суда шли к неизбежному столкновению. Если не предпринимать дополнительных мер к уклонению.

И здесь сработал второй фактор опасности использования САРП: изменение курса судна-цели, тем более не слишком большое, не сразу будет отражено на экране. Технике требуется время, чтобы получить и обсчитать новые параметры. Так что Ткаченко ещё несколько минут тешил себя мыслью, как он, проскочив под носом у пассажирского лайнера, досрочно прибудет в порт и выполнит рейсовое задание, за что получит премию и похвалу от начальства. А САРП тем временем закончил обработку новых параметров движения цели и выдал окончательный результат: столкновение! Тут уже сомнений не остаётся: включается сирена и мигает красная лампочка сигнала тревоги.

Только тогда, впервые за всё время сближения судов, капитан Ткаченко удосужился оторваться от экрана САРП и посмотреть в иллюминатор на реальную ситуацию. Это как компьютерная игра в гонки отличается от езды на настоящей машине. На компьютере можно и столкнуться, ничего страшного, потом можно начать игру с начала. А в реальности: Прямо перед носом «Петра Васёва» проплывал борт «Адмирала Нахимова», ярко освещенный огнями. Наверняка, это был шок. Капитан дернул ручку телеграфа на задний ход, но остановить много тысячетонную махину было уже невозможно. Время было упущено.

Вот к чему приводят игры с современной техникой, если полностью уверовать в её непогрешимость и не контролировать ситуацию с помощью других источников информации, в первую очередь, визуально. Надеюсь, что окончательный анализ у будущих судоводителей будет производиться с помощью мозгов, а не всё более внедряемых на флоте технических средств. Аналогия на берегу: молодёжь всё более зависит от новомодных гаджетов, да и старшие поколения втягиваются в эту моду. Так что не забывайте пользоваться мозгами, а то ведь они могут и совсем атрофироваться за ненадобностью.

Спасибо за внимание.

*САРП - средства автоматизированной радиолокационной прокладки.

Благодарю за прочтение и комментарии.

Другие публикации канала:

Истинная причина гибели «Адмирала Нахимова»

«Полосатый рейс». Что действительно произошло на судне.

Из курсантской жизни.О лечебных свойствах шила.

Загадка из области судостроения

Волны-убийцы.