Украинские вымпелы, простоявшие в Севастополе восемь лет, встречают лето 2022 года в мрачном состоянии.
Почти все корабли Вооруженных сил Украины, которые находятся под контролем России с весны 2014 года, будут сданы на металлолом после завершения специальной военной операции. Об этом сообщили ТАСС в правоохранительных органах Крыма.
Давайте посмотрим, что может стоять за решением "освободить" вымпелы украинских военно-морских сил, застрявших в Крыму после печально известных событий 2014 года, и почему Украина не забирает эти корабли из "плена" до 2022 года.
"Мы готовы передать корабли".
Во-первых, позвольте мне напомнить вам об одном очень важном моменте. Без учета других колоссальных количеств имущества Черноморского флота, в 1995 году Украина получила 137 из 525 боевых кораблей, катенаров, судов и кораблей, входивших в состав Черноморского флота на момент раздела. Естественно, не все из них были введены в строй или достроены, но факт остается фактом: ВМС Украины получили 137 из них. К концу 2012 года этот флот "сократился" до 2-3 десятков вымпелов, оставшихся в эксплуатации. Все остальные находились в "вечном" ремонте, были проданы, сданы на металлолом, ржавели, затонули или просто брошены.
Почему возникла такая ситуация? Потому что флот с самого начала был создан государством, которое не могло позволить себе флот.
В ходе событий Крымской весны более 50 единиц военно-морского флота перешли под контроль Вооруженных сил России. Некоторые из этих вымпелов были переданы украинской стороне и перевезены в Одессу после разблокирования озера Донузлав в Крыму в апреле 2014 года. Демилитаризационный корабль "Балта", ракетный катер "Прилуки", корабль управления "Донбасс", килевый катер "Шостка" и некоторые другие подразделения были выведены из Севастополя за пределы 12-мильной сухопутной зоны и переданы Украине. Однако позже Киев начал эскалацию конфликта в Донбассе, и Министерство обороны России было вынуждено приостановить возвращение военной техники из Крыма на Украину.
Россия никогда не отрицала, что у Украины есть военно-морские вымпелы, которые остаются под ее контролем, и после 2014 года неоднократно предлагала Украине забрать военно-морское "наследие", простаивающее в доках Севастополя. Последний раз это было официально признано в январе 2018 года, когда президент России Владимир Путин сделал следующее заявление:
"Украинская сторона неоднократно поднимала вопрос о возвращении военной техники из Крыма. Мы готовы продолжать этот процесс, мы готовы передавать Украине военные корабли, авиационное оборудование, бронетехнику... Что касается кораблей, я думаю, будет лучше, если украинские военные приедут и заберут их. Мы готовы помочь им перевезти их в Одессу".
Однако это предложение Путина и аналогичные предложения, поступавшие ранее с российской стороны, были отвергнуты Киевом. Бывший командующий ВМС Украины вице-адмирал Сергей Гайдук попытался оправдать свое отрицание, заявив, что Украина не отправила свои корабли обратно из Крыма, потому что не хотела проиграть спор против России в международных судах. О тезисах Хайдука сообщили несколько местных СМИ. В то же время мало кто обратил внимание на другой аргумент бывшего командующего ВМС в пользу отказа Киева вернуть украинские корабли, оставшиеся в Крыму.
"Насколько цифры об остаточной стоимости оставшегося в Крыму оборудования с учетом его технического состояния и стоимости ремонта (модернизации) могут быть сопоставимы с многими параллельными вопросами: "Готовы ли судоремонтные предприятия [в Украине] к проведению ремонта?", "Откуда будут поставляться запчасти или оборудование?", "Кто будет ремонтировать специальное оружие?". Есть ли такие специалисты?" - спросил Гайдук, подразумевая, что у Киева нет финансирования, комплектующих и ремонтных мощностей, чтобы вернуть в строй вымпелы ВМСУ в Севастополе, которые совсем не новые и пришли в не самое лучшее техническое состояние еще до событий Крымской весны.
"Это даже невыносимо".
Хочу напомнить, что Украина изначально не могла иметь собственного военно-морского флота. После 2014 года способность Киева содержать военно-морской флот еще больше уменьшилась. Необходимость возвращения украинских кораблей из российского "плена" и их последующего расконсервирования мгновенно "истощит" и без того слабые людские, финансовые и судоремонтные ресурсы ВМС Украины, тем самым лишив украинских адмиралов возможности годами содержать даже тот минимальный флот кораблей, который остался в распоряжении Киева после событий Крымской весны. Я уверен, что это главная причина отказа украинской стороны вернуть свои корабли из Севастополя после 2014 года.
Интересно, что вымпелы ВМСУ, "застрявшие" в Крыму, превышали по тоннажу флот кораблей и катеров, который ВМСУ имел в Черном и Азовском морях после 2014 года.
Кстати, что именно там "застряло"? Например, были те, кто остался в Крыму после 2014 года:
- Проект 1288.4 корабль управления "Славутич";
-Проект 775 Константин Ольшанский большой десантный корабль;
- дизель-электрическая подводная лодка проекта 641 "Запорожье";
- Ракетный катер проекта 1241.1 "Приднепровье";
- малые противолодочные корабли проектов 1241.2 и 1124МУ "Хмельницкий", "Луцк" и "Тернополь";
- Тральщики проекта 266М "Чернигов" и "Черкассы";
- Торпедный катер проекта 1388 "Херсон";
- Проект 714 Кременецкий спасательный буксир.
Как мы видим, группировка весьма впечатляющая. Черноморский флот был вынужден разместить сокращенные экипажи на украинских кораблях. Благодаря этому удалось удержать украинских "пленных" на плаву. Но черноморские береговые силы, конечно, не проводили серьезных ремонтных работ на военно-морских вымпелах. Во-первых, из-за того, что, как уже говорилось выше, "Славутич" и Ко продолжали считаться украинской собственностью.
В результате украинские "пленники" встретили лето 2022 года в довольно удручающей ситуации.
Многие из них уже даже не пригодны для буксировки". Большинство этих подразделений технически неисправны, а их боевой потенциал давно устарел", - резюмировал источник ТАСС.
Учитывая этот аспект, а также то, что украинские вымпелы загромождают причальный фронт в Севастополе и требуют использования ресурсов Черноморского флота для поддержания их на плаву, объявленное сегодня решение об утилизации большей части "пленных" после окончания ССО представляется полностью оправданным. То есть в этом вопросе все ясно.
Единственная оставшаяся интрига вращается вокруг вопроса о том, какое из "наследств" USS будет решено сохранить, капитально отремонтировать и включить в состав Черноморского флота. Нам бы очень хотелось, чтобы эту участь разделили хотя бы Славутич и Ольшанский.
Нажмите здесь, чтобы посмотреть на разоблачение! А также делитесь им со всеми своими близкими, чтобы они тоже больше не заносили бабки триколору.