Теория Герцберга объяснила, что такое мотивация людей на работе, разделив вещи, с которыми сталкивается человек на работе, на две группы – одни стимулируют к работе, другие вызывают неудовлетворенность.
Суть теории в том, что существуют источники неудовлетворенности и источники мотивации. Можно определить и исключить источник неудовлетворенности, но это не повысит мотивацию, и точно так же можно подключить источники мотивации, и это не снизит неудовлетворенность.
Согласитесь, мы часто не учитываем суть теории мотивации Герцберга, полагая, что снижение факторов неудовлетворенности автоматически повышает мотивацию.
К причинам неудовлетворенности Герцберг отнес гигиенические факторы:
- Зарплата, денежные поощрения.
- Условия работы: тепло, освещение, чистота.
- График работы.
- Безопасность работы.
- Отношения в коллективе.
- Баланс работы и жизни.
Все это по мнению Герцберга не влияет на мотивацию. Это «факторы здоровья», позволяющие поддерживать здоровую атмосферу, саму возможность нормально работать, но еще не гарантирующие улучшение работы или воодушевление во время работы.
Если все это обеспечить, можно выйти на нейтральное состояние сотрудников, когда неудовлетворенности работой нет, но нет еще и удовлетворенности.
Драйверами мотивации, ведущими к удовлетворенности, по Герцбергу являются:
- Наличие цели.
- Ответственность.
- Интересное содержание деятельности.
- Признание ценности работы.
- Стиль управления.
- Успех.
Выводы: если вы хотите повысить мотивацию путем повышения заработной платы, скорей всего, вы будете разочарованы. Психология человека устроена так, что его больше мотивирует отсутствие чего-то и желание что-то иметь, чем факт, что недостающее уже обретено. Гигиенические факторы будут и должны рассматриваться как должное, они будут не создавать, а поддерживать ощущение удовлетворенности.
Одни только комфортные условия приведут всего лишь к нулевому эффекту. Удовлетворенность можно получить при комфортных условиях труда и наличии мотивирующих факторов.
Больше теорий - в блоге.