Когда слушаешь эту бирмингемскую команду, сразу слышишь их подход : мощные гитарные риффы, такая же мощная ритм-секция, крикливый вокал и зубодробительная атмосфера. Практически каждая песня Sabbath ранних альбомов состоит из одной музыкальной темы, которую сменяет другая музыкальная тема-фактура, а после возвращается первая тема. Это их сближало с прогрессив-роком, демонстрируя, что они далеко не глупые рокеры в плане сочинения. И их схема сочинения работала, сделав их теми Black Sabbath, которых мы любим. Но даже в их практике есть примеры, которые я бы назвал "любопытными". Вот некоторые из них.
1. Solitude.
Шедевр с третьей пластинки Master of Reality. На альбомах саббатов чаще всего есть одна лирическая вещь, которая показывает, что ребята умеют играть на инструментах, а Оззи умеет петь нормально. "Одиночка" - вот такая фолк-роковая вещь, очень меланхоличная и спокойная, с флейтами, изменёнными эффектами фортепиано далеко на фоне и вообще атмосферой дурмана. Текст, как и полагается, про отрешённость, депрессию и прочие психические трудности. Одиночке некуда идти, зовут его "никак", помощи ему ждать не откуда. На фоне громыхающих песен в альбоме, эта композиция звучала интимно и сентиментально.
2.Supertzar.
Эта композиция больше подошла бы в качестве саундтрека к какому-нибудь хоррору 1970-х. Маршевый гитарный рифф, хор, ксилофон, оркестровая атмосфера. Black Sabbath никогда так не звучали и не зазвучат. В названии "Супер царь" явно отсылка к чему-то, связанному с нашей историей. Кто знает, может Тони Айомми думал про Ивана Грозного, когда записывал композицию?
3.It's Alright.
Если не знаешь, что это Black Sabbath, можешь подумать, что звучит какой-то певец-песенник, которых было десятки в конце семидесятых. Фортепиано, громкие ударные, аранжировка в духе AOR, вокал барабанщика Билла Уорда. В этой песне больше от Билли Джоэла, чем от хэви-метала. Альбом Technical Ecstasy приготовил много сюрпризов фанатам группы, когда был издан.
4.Breakout.
Мощный брасс-рок. На последнем альбоме с Оззи Never Say Die при первом прослушивании уху не за что было зацепиться. Но чем больше слушаешь, тем больше замечаешь необычного. Громкое барабанное вступление, тяжёлый рифф, поддержанный духовыми, ломанный ритм и соло на саксофоне. Группа то и дело ударяется в псевдо-свинг, а музыка начинает напоминает тяжёлый брасс-бэнд, где нашлось место хард-роковой композиции. Помнят ли фанаты группы про такие опыты?
5. Stonehenge.
Такой композиции место на каком-нибудь эмбиент-альбоме. Айомми всегда любил разбавить пластинки различными инструментальными миниатюрами. Когда ушёл Оззи, эта тенденция у него не пропала. На альбомах с Дио это были эксперименты с гитарой и эффектами для неё. А на единственном альбоме с Яном Гилланом Born Again нашлось место для эмбиента. По меркам жанра, это шарж, который ничем не выделяется. А по меркам музыки Black Sabbath, это забавная находка в наследии группы. Ритм сердцебиения и фоновые синтезаторы. На дворе был 1983-й, эмбиент вовсю набирал популярность.
6. The Battle of Tyr.
В принципе, эта миниатюра ничем не отличается от предыдущей. Такое же синтезаторное наполнение, проходная вещь, которая должна занять место на пластинке. В чем её особенность? Если вслушаться в неё, то она для 1990-го года интересна тем, что своим звучанием очень подходит под определение dungeon synth. Такая музыка возникла под влиянием фэнтези-литературы, нордической мифологии, она ассоциативно была наполнена образами, мало связанными с музыкой. Исполнялась на цифровых синтезаторах, в то время ставших доступными. Dungeon чаще всего записывался артистами блэк-метала, которым приходилось для достижения пугающей атмосферы вносить синтезаторы в аранжировки, добиваясь медитативности или оркестрового эффекта . Альбом Tyr был посвящён Богу войны в Норвежской мифологии. Так что здесь Айомми попал в только-только зарождающийся тренд.
7. The Illusion Of Power.
Здесь Sabbath пошли ещё дальше. Многие не любят альбом Forbidden 1995-го года, и понятно, почему : первой композицией был практически рэп-метал, никогда однозначную реакцию в стане фанатов рока не вызывающий. Казалось бы, отличная композиция с типичным для группы тягучим ритмом, мощный припев и ощущение, что даже в середине 90-х команда в силе. На речитативе рэпер Ice T, выдающаяся в хип-хопе фигура, один из его пионеров, к тому же активный представитель рэп-метала. В то время он был солистом рэп-команды Body Count, группы, состоящей из афро-американцев, успешно соединяющей хип-хоп с тяжёлыми риффами. К тому же их гитарист Эрни С. был продюсером Forbidden, что видимо сказалось на общем звуке пластинки. Тем не менее, такими Black Sabbath тоже никогда не были.
После всех трудностей и потерь, Black Sabbath находятся сегодня в статусе "рок-божеств". Классическими стали ранние альбомы, другие пластинки активно переиздаются. Даже в творчестве такой группы, где, казалось бы, всё просто и понятно, можно найти что-то любопытное. Вот такие " куриозы" и стоит искать, слушая музыку.
#музыка #искусство #культура #рок #хэви-метал #black Sabbath #песни