Найти в Дзене

Самые необычные композиции Black Sabbath.

Black Sabbath первого состава
Black Sabbath первого состава

Когда слушаешь эту бирмингемскую команду, сразу слышишь их подход : мощные гитарные риффы, такая же мощная ритм-секция, крикливый вокал и зубодробительная атмосфера. Практически каждая песня Sabbath ранних альбомов состоит из одной музыкальной темы, которую сменяет другая музыкальная тема-фактура, а после возвращается первая тема. Это их сближало с прогрессив-роком, демонстрируя, что они далеко не глупые рокеры в плане сочинения. И их схема сочинения работала, сделав их теми Black Sabbath, которых мы любим. Но даже в их практике есть примеры, которые я бы назвал "любопытными". Вот некоторые из них.

-2

1. Solitude.

Шедевр с третьей пластинки Master of Reality. На альбомах саббатов чаще всего есть одна лирическая вещь, которая показывает, что ребята умеют играть на инструментах, а Оззи умеет петь нормально. "Одиночка" - вот такая фолк-роковая вещь, очень меланхоличная и спокойная, с флейтами, изменёнными эффектами фортепиано далеко на фоне и вообще атмосферой дурмана. Текст, как и полагается, про отрешённость, депрессию и прочие психические трудности. Одиночке некуда идти, зовут его "никак", помощи ему ждать не откуда. На фоне громыхающих песен в альбоме, эта композиция звучала интимно и сентиментально.

2.Supertzar.

Эта композиция больше подошла бы в качестве саундтрека к какому-нибудь хоррору 1970-х. Маршевый гитарный рифф, хор, ксилофон, оркестровая атмосфера. Black Sabbath никогда так не звучали и не зазвучат. В названии "Супер царь" явно отсылка к чему-то, связанному с нашей историей. Кто знает, может Тони Айомми думал про Ивана Грозного, когда записывал композицию?

3.It's Alright.

Если не знаешь, что это Black Sabbath, можешь подумать, что звучит какой-то певец-песенник, которых было десятки в конце семидесятых. Фортепиано, громкие ударные, аранжировка в духе AOR, вокал барабанщика Билла Уорда. В этой песне больше от Билли Джоэла, чем от хэви-метала. Альбом Technical Ecstasy приготовил много сюрпризов фанатам группы, когда был издан.

Билл Уорд, спевший лид-вокал в песне.
Билл Уорд, спевший лид-вокал в песне.

4.Breakout.

Мощный брасс-рок. На последнем альбоме с Оззи Never Say Die при первом прослушивании уху не за что было зацепиться. Но чем больше слушаешь, тем больше замечаешь необычного. Громкое барабанное вступление, тяжёлый рифф, поддержанный духовыми, ломанный ритм и соло на саксофоне. Группа то и дело ударяется в псевдо-свинг, а музыка начинает напоминает тяжёлый брасс-бэнд, где нашлось место хард-роковой композиции. Помнят ли фанаты группы про такие опыты?

5. Stonehenge.

Такой композиции место на каком-нибудь эмбиент-альбоме. Айомми всегда любил разбавить пластинки различными инструментальными миниатюрами. Когда ушёл Оззи, эта тенденция у него не пропала. На альбомах с Дио это были эксперименты с гитарой и эффектами для неё. А на единственном альбоме с Яном Гилланом Born Again нашлось место для эмбиента. По меркам жанра, это шарж, который ничем не выделяется. А по меркам музыки Black Sabbath, это забавная находка в наследии группы. Ритм сердцебиения и фоновые синтезаторы. На дворе был 1983-й, эмбиент вовсю набирал популярность.

6. The Battle of Tyr.

В принципе, эта миниатюра ничем не отличается от предыдущей. Такое же синтезаторное наполнение, проходная вещь, которая должна занять место на пластинке. В чем её особенность? Если вслушаться в неё, то она для 1990-го года интересна тем, что своим звучанием очень подходит под определение dungeon synth. Такая музыка возникла под влиянием фэнтези-литературы, нордической мифологии, она ассоциативно была наполнена образами, мало связанными с музыкой. Исполнялась на цифровых синтезаторах, в то время ставших доступными. Dungeon чаще всего записывался артистами блэк-метала, которым приходилось для достижения пугающей атмосферы вносить синтезаторы в аранжировки, добиваясь медитативности или оркестрового эффекта . Альбом Tyr был посвящён Богу войны в Норвежской мифологии. Так что здесь Айомми попал в только-только зарождающийся тренд.

7. The Illusion Of Power.

Здесь Sabbath пошли ещё дальше. Многие не любят альбом Forbidden 1995-го года, и понятно, почему : первой композицией был практически рэп-метал, никогда однозначную реакцию в стане фанатов рока не вызывающий. Казалось бы, отличная композиция с типичным для группы тягучим ритмом, мощный припев и ощущение, что даже в середине 90-х команда в силе. На речитативе рэпер Ice T, выдающаяся в хип-хопе фигура, один из его пионеров, к тому же активный представитель рэп-метала. В то время он был солистом рэп-команды Body Count, группы, состоящей из афро-американцев, успешно соединяющей хип-хоп с тяжёлыми риффами. К тому же их гитарист Эрни С. был продюсером Forbidden, что видимо сказалось на общем звуке пластинки. Тем не менее, такими Black Sabbath тоже никогда не были.

Ice T,  приглашённый рэпер на альбоме.
Ice T, приглашённый рэпер на альбоме.

После всех трудностей и потерь, Black Sabbath находятся сегодня в статусе "рок-божеств". Классическими стали ранние альбомы, другие пластинки активно переиздаются. Даже в творчестве такой группы, где, казалось бы, всё просто и понятно, можно найти что-то любопытное. Вот такие " куриозы" и стоит искать, слушая музыку.

#музыка #искусство #культура #рок #хэви-метал #black Sabbath #песни