Королева Геральдине прожила долгую и насыщенную на события жизнь. Красивая графиня из благородной семьи стала счастливой женой короля Албании. Казалось, что её ждало прекрасное будущее. Но Геральдине еще не подозревала, что ей суждено было иное – прожить долгие годы в изгнании, познать цену изменчивому XX веку.
I. Детство и юные годы.
Геральдине родилась в Будапеште 6 августа 1915 года – в военные годы. Еще несколько лет и Первая мировая война разрушит Австро-Венгрию и отстранит от власти Габсбургов. Девочка стала первой дочерью графа Дьюла Аппоньи де Надь-Аппоньи и его жены-американки Глэдис Вирджинии Стюарт.
Отец был представителем венгерской аристократической элиты. Семья Аппоньи особенно возвысилась во второй половине XVIII века, хотя предки Геральдине еще в XIV веке появились на страницах венгерской истории. На протяжении столетий род Аппоньи так или иначе играл заметную, в том числе политическую роль в лице своих представителей.
Её мать, женщина, ценившая элегантный стиль, происходила из богатой нью-йоркской семьи ирландско-шотландского происхождения. Дед Геральдине по материнской линии служил американским консулом в Антверпене.
***
Разные ветви семьи Аппоньи были обладателями различной недвижимости в Австро-Венгрии. После распада империи эти владения оказались в независимых государствах. Среди владений прежде всего нужно отметить недвижимость в деревеньке Опонице (Аппоньи на венгерском языке), ныне расположенную недалеко от словацкого города Нитры.
Опонице может похвастаться своей историей, уходящей событиями в средневековье. Здесь есть живописные руины крепости, а также замок – оба в разные века были воздвигнуты семьей Аппоньи.
Любимым домом детства и юности Геральдине оказался именно этот замок в Опонице. В девять лет девочку постигло несчастье – умер отец. Некоторое время спустя мать вышла замуж за французского офицера, и все вместе они переехали в Ментон-Вилль на юге Франции.
И все же Геральдине вместе со своей сестрой Вирджинией и братом Юлиусом проводила и позже время в Опонице, гостя у своей старой бабушки, проводя время с родственниками семейства Аппоньи.
Она покинет этот милый сердцу замок в Опонице только после смерти любимой бабушки Маргареты, в июне 1931 года.
***
Местные жители из Опонице запомнили старшую дочь покойного графа Аппоньи как девушку приятную, кокетку в белых платьях, которая выросла и стала очаровательной красавицей. Местные к тому же любили юную графиню за хорошее знание словацкого языка.
Она любила вспоминать свое детство и юность в этих местах годы спустя. В одном из своих писем к соотечественникам Геральдине писала:
«... Я потеряла связь со своим старым домом, где я немного выучила ваш язык. Мне нравится думать про нашу деревню, и у меня есть немало воспоминаний об этой замечательной библиотеке. Я люблю вспоминать пейзажи вашей страны, мирных лесов, озер и рек. Этот период жизни остался со мной. Это одно из мест, которые я очень любила... "
Молодая девушка страстно любила книги. Она так подолгу проводила время в старинной семейной библиотеке, что в итоге составила каталог самых ценных, по её мнению, фолиантов. А дело это было не столь и простое.
Надо сказать, что в свое время библиотека Аппоньи была одной из крупнейших и богатейших частных собраний среди в Венгрии. Только около десятка венских аристократических библиотек могли конкурировать с коллекцией Аппоньи. В лучшие годы библиотека насчитывала порядка 30 000 томов, а в наши дни она является самой красивой частной библиотекой в Словакии.
Что же касается учебы, то юная Геральдине поначалу училась в частной монастырской гимназии Sacré Coeur в австрийском городе Пресбаум. Позже она продолжила образование в США и Париже. А потом университетское образование Геральдина получала в Вене.
II. Королевская жизнь.
В молодости Геральдине часто бывала и в Будапеште, своем родном городе. Там она обосновалась в 1936 году. Из-за финансовых проблем, которые преследовали тогда её семью, графиня была вынуждена работать стенографисткой. Некоторое время девушка проработала в киоске Венгерского национального музея в Будапеште. Но уже скоро её жизнь изменится.
Геральдине тогда уже расцвела и превратилась в интересную юную девушку. В дополнение к своему обаянию, элегантности и привлекательности, она также отлично разбиралась в искусстве и обладала замечательным голосом. Настолько замечательным, что удалось получить партию сопрано в Будапеше, в одной из любительских постановок оперы. Осенью 1937 года ей удалось исполнить партию Мими в знаменитой опере Пуччини «Богема».
Постановка оперы была замечена в газетах, причем разгромными отзывами. Впрочем, Геральдине газетные статьи принесли славу. Пресса окрестила её «Белой розой Опонице».
Одна из газет попала в руки тогдашнего сорокалетнего и все еще одинокого албанского короля Зогу I. Первого короля Албании изначально звали Ахмет Зогу. Он был политиком, затем президентом, перед тем, как стать королем.
Зогу I происходил из богатой землевладельческой семьи, но ему не хватало дворянского происхождения. Осознавая необходимость жениться и заботиться о будущем своего трона и рода, король был в поисках спутницы жизни. Говорят, он влюбился по фотографии. Так или иначе, Зогу стал наводить справки о Геральдине, начал интересовался семьей этой очаровательной молодой оперной звезды, графини Геральдине Аппоньи.
Затем Зогу решился встретиться с ней. Он связался с Геральдине через послов. В декабре 1937 года доверенные люди короля подошли к графине (это было на одном из аристократических балов в Будапеште) и пригласили Геральдине на празднование нового года в королевский дворец Тираны, в столицу Албании.
Так начался большой и стремительный роман между албанским королем и графиней со словацкими корнями. На новый год Зогу уже делал предложение Геральдине. Графиня сначала ушла от ответа. Король не сдавался.
После полуночи - 1 января 1938 года - Зогу прервал празднование в окружении трех тысяч гостей, чтобы те стали свидетелями сцены признания в любви к прекрасной женщине, находившейся рядом с ним. Сцене, закончившейся повторным предложением. Геральдине в этот раз не смогла устоять и ответила утвердительно.
Но королю пришлось преодолеть еще два препятствия, чтобы иметь возможность жениться на графине Аппоньи. Брак должен был получить одобрение парламента. А помимо на свадьбу требовалось и папское одобрение, ведь Ахмет Зогу был мусульманином.
Но, препятствия вскоре остались позади. Новость об свадьбе быстро распространилась как в местной, так и в мировой прессе. Бракосочетание состоялось 27 апреля 1938 года, а коронация молодой королевы - месяц спустя.
***
Молодой королеве Геральдине довелось носить корону всего 345 дней. Почему же правление оказалось столь непродолжительным? Дело в том, что сказочное начало сменилось реалиями XX века.
При этом невозможно сказать что-нибудь отрицательное о самой Геральдине в эти дни её пребывания на престоле. После свадьбы она забеременела. В ожидании ребенка королева быстро успела привыкнуть к новой родине, выучила язык, завоевала симпатию своего народа. Она не была эгоистичной, старалась посвящать свое время нуждающимся.
Геральдине успела основать больницы и различные благотворительные организации. Но счастье было непродолжительным и, пожалуй, завершилось 5 апреля 1939 года рождением единственного ребенка в браке с Зогу. Это был наследный принц Лека.
А Европу уже затягивали драматические события. Накануне Второй мировой войны граждане Албании по большей части жили в совершенно ошибочной иллюзии безопасности. Страна поддерживала очень хорошие дипломатические отношения с Германией и особенно с Италией. Но дружба с диктаторами чревата последствиями.
Именно в результате действий фашистской Италии Албания лишилась мирной и в целом счастливой жизни. В Албании планировали реализовать планы по созданию некой “Балканской Швейцарии”. Но, этого не произошло. Помешало вторжение бывшего «союзника» Италии.
Албанию в ультимативной форме склонили к статусу итальянской провинции. Глава дипломатии и зять Муссолини, граф Галеаццо Чиано, один из самых желанных гостей на недавней свадьбе королевской четы и почетный гражданин Тираны, цинично вспоминал в своих мемуарах, что захватчики только и ждали рождения маленького наследника престола.
Счастье монархов было недолгим. Всего через несколько дней после рождения наследного принца королевской семье пришлось бежать за границу из-за случившихся событий. Албанская армия была не в состоянии противостоять итальянской, страна быстро превратилась в протекторат.
Благодаря тому, что монаршие особы вывезли с собой десять ящиков золота, семья обезопасила свою жизнь в изгнании. Покинув Албанию, король и королева тем не менее обещали своему народу вернуться после войны. Они искренне надеялись на это.
Но Зогу и Геральдине не смогли выполнить свое обещание, так как в стране власть оказалась в руках коммунистов... После Второй мировой войны жители ликвидированного королевства Албания сблизились с Советским Союзом. А этот факт конечно не стремился замечать притязания короля.
Коммунисты установили тоталитарный режим в Албании во главе с Энвером Ходжой. А он запретил королевской семье въезжать в Албанию.
III. Королева в изгнании.
В изгнании для Геральдине и ее семьи началась новая жизнь. Побег сам по себе был очень непростым. Она была физически измождена, ведь Геральдине только недавно родила мальчика. Новорожденный наследник престола, Лека, остро нуждался в медицинской помощи. К счастью королю удалось найти врача, сопровождавшего их. Во многом благодаря ему Геральдине и Лека смогли пережить это нелегкое путешествие.
Королевская семья бежала довольно замысловатыми путями - через Грецию, Турцию, Румынию, Польшу, Эстонию, Швецию и Норвегию во Францию. Годы Второй мировой войны они прожили частично во Франции, а позже на Британских островах в комфортных условиях в особняке в Пармур Хаус с 40 комнатами внутри.
После этого вынужденного путешествия король Зогу, Геральдине и Лека, а также члены королевской семьи, слуги, телохранители и домашние животные наконец-то нашли себе пристанище. В изгнании в Англии также обосновались и некоторые из чиновников министров, расквартированных в домах вокруг Лейн-Энда. Семь ящиков золота, вероятно, хранились в небольшой кладовой в подвале.
В доме проводились вечера. Среди посетителей особняка были правительственные чиновники, а иногда и другие главы государств в изгнании, включая генерала де Голля и королеву Нидерландов Беатрикс.
Королева время от времени посещала католические часовни, а вместе с Зогу ходила в кинотеатры. У принца Леки появилась швейцарская гувернантка. Но поскольку ситуация в Британии также менялась, им пришлось подумать, куда идти дальше и где поселиться.
Они продали английский особняк и нашли временный особняк в 1946 году в Египте, у короля Фарука. Но затем им пришлось покинуть Египет, когда Гамаль Абдель Насер захватил власть в 1952 году свергнув Фарука. Албанская королевская семья вновь искала себе дом. На этот раз она отправилась во Францию, обосновавшись на Лазурном берегу.
***
Состояние здоровья короля Ахмеда Зогу I быстро ухудшилось в начале 1960-х годов. Он умер 9 апреля 1961 года в возрасте 65 лет в больнице во французском городе Сюрен.
После смерти отца в парижском отеле «Бристоль» Лека, к тому времени окончивший Сорбонну и Британскую военную академию в Сандхерсте, был торжественно коронован албанским королем под именем Лека I.
Вдова Зогу I вместе с сыном поселились в Мадриде в жилом районе рядом с Пуэрто-дель-Иеро. Болгарская королева Йоанна, которая также жила в изгнании, помогала Геральдине и Леке в трудные времена. Она познакомила их с испанским высшим обществом, где Геральдине удалось наладить ряд ценных дипломатических контактов.
В годы изгнания Геральдине стала настоящим образцом женщины, которая продолжала любить свою вторую родину, живо интересовалась своим народом во времена эмиграции. Она конечно уже давно не была официальным лицом, представляющим Албанию. Но, королева не отчаивалась. В этот период ситуация, казалось, изменялась к лучшему в отношении перспектив Леки.
После смерти генерала Франко и восстановления испанского королевства Геральдине и Лека ожидали поддержки от нового испанского короля Хуана Карлоса в восстановлении монархии в Албании и восшествии на престол сына Зогу. Однако у Хуана Карлоса не было такого интереса и их отношения постепенно ухудшались.
А после того, как испанская полиция обнаружила большое количество оружия в мадридских деревнях, были озвучены предположения о причастности молодого албанского короля к поставкам оружия. Однако обвинения в его предполагаемом сотрудничестве с террористической организацией не были доказаны.
Ситуация в любом случае накалилась и была разрешена испанскими властями и королем Хуаном Карлосом в 1979 году путем выдворения Леки I из Испании. Хотя его матери Геральдине не пришлось покидать Испанию, она добровольно решила покинуть страну вместе с единственным сыном. И вновь Геральдине предстояло искать новое пристанище. Мать и сын на этот раз отправились в Южную Африку, где обосновались надолго – аж до 2002 года.
IV. Возвращение королевы.
После падения тоталитарных режимов в Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европе, казалось, наступили лучшие времена. Тем не менее, албанский закон по-прежнему запрещал королевской семье въезд в страну.
Несмотря на это, Леке удалось не только попасть в страну в конце 1990-х годов, но и появиться на публичном собрании сторонников монархии. Первая попытка возвращения в Албанию закончилась неудачей. Поэтому молодому королю и его телохранителям пришлось отступиться из-за начавшихся беспорядков.
В начале нового тысячелетия Албания наконец избавилась от тоталитарных практик прошлого. В 2002 году албанский парламент большинством голосов отменил не только запрет на въезд королевской семьи в страну, но и запрет на участие ее членов в политике и правительстве.
Прошло шестьдесят три года, прежде чем почти 87-летняя королева Геральдине смогла вернуться в Албанию. Как же давно были те месяцы даже не год, когда она вместе с Зогу была во главе государства. Но граждане Албании не забыли Геральнине.
В аэропорту восторженные толпы албанцев приветствовали тогда уже старую женщину, на тот момент бабушку взрослого внука. И все же старость оказалась не властна изменить её открытую, располагающую к себе улыбку.
Казалось судьба преподносила ей прощальный подарок спустя десятилетия скитаний по странам - на склоне лет наконец-то королева смогла обосноваться именно в Албании...
Летом того же 2002 года здоровье Геральдине начало ухудшаться. После нескольких тяжелых сердечных приступов ее сердце остановилось. Она умерла в военном госпитале Тираны 22 октября 2002 года.
Тысячи албанцев провожали королеву в последний путь. После прощания в соборе Шен Пьетри Геральдине упокоилась в Королевской усыпальнице вместе со своим мужем Зогу. Ее сын и внук, члены албанской королевской семьи, правительственные чиновники, видные деятели и художники также присутствовали при прощании.
Геральдине не так и много удалось сделать для своей страны, когда её муж еще был во главе государства. Но в то предвоенное время Геральдине привнесла в жизнь Албании некую сопричастность европейской западной культуры, проявив человечность, мужество и настойчивость. Особенно это стало понятно во время долгих лет изгнания.
Бывшие подданные любили Геральдине при её жизни. Албанцы чтят её по сей день. А единственная правнучка, появившаяся на свет несколько лет назад, была названа в честь прабабушки.