Кайфанули от картинки? Если вы росли в 90-х, точно да. Альбомы для стикеров Panini были сверхпопулярны у детей того времени. Конечно, весь мир познакомился с этим коллекционным увлечением много раньше. Поговорим об истоках.
В 1945 году в итальянском городе Модене братья Джузеппе и Бенито Панини начали свой первый бизнес – продавали периодику в палатке. В 1954 году эти ребята открыли «Бюро дистрибуции прессы братьев Панини», а чуть позже по воле случая обратили внимание на стикеры.
Однажды в Милане одна компания напечатала огромную партию наклеек, но не смогла ее продать. Братья Панини выкупили этот товар, расфасовали по пакетам и продали в довольно сжатые сроки. И этот случай натолкнул предпринимателей на гениальную мысль.
Сопоставили два факта. Миллионы людей увлекаются коллекционированием чего бы то ни было, а еще больше людей увлекаются спортом. Вспомнить хотя бы повальное помешательство на бейсбольных карточках в США. Самые искушенные коллекционеры не жалеют никаких денег на покупку редких экземпляров. И тут братья Панини подумали: а что если добавить в это увлечение элемент неизвестности? Если коллекционер не будет знать, какие экземпляры он приобретает, придаст ли это дополнительного азарта? Так родилась идея альбомов со стикерами.
В 1961 году на свет появляется компания Panini с логотипом, который используется до сих пор. Все, кто собирал стикеры в детстве, узнает этот лого с первого раза. На нем изображен рыцарь с копьём на желтом фоне. Это отсылка к псевдониму со-основателя фирмы Джузеппе Панини.
Первая коллекция «Футболисты» вышла в Италии. На обложке альбома – шведский футболист Нильс Лидхольм (в то время игрок клуба «Милан»). За полгода продали 29 миллионов стикеров. Братья убедились, что на верном пути, и стали выпускать новые коллекции.
Вскоре вышел альбом по Чемпионату мира по футболу - 1970, что проходил в Мексике. Эта коллекция стала популярна уже за пределами Италии, охватив весь мир.
С тех пор компания стала лидером в своей нише. Сегодня годовой оборот Panini составляет 620 миллионов евро. В ассортименте не только альбомы с наклейками, а ещё книги, комиксы, коллекционные карточки и т.д.
В Россию компания Panini пришла в начале 90-х. Первая коллекция, что у нас продавалась – «Чемпионат мира по футболу 1990 года». Она была на английском языке и рекламировалась на канале 2х2. Первой же русскоязычной коллекцией стала «Евро – 1996».
В конце 90-х популярность этих альбомов в России идет на спад из-за экономического кризиса. Однако, в нулевых происходит возрождение. Появляется огромное количество новых линеек, в том числе «Российская премьер-лига 2011-2012».
Нередко Panini обвиняли в том, что компания делает намеренный дефицит некоторых наклеек, чтобы коллекционеры в поисках недостающего экземпляра, скупали как можно больше пакетиков со стикерами. Компания отвергает эти обвинения, утверждая, что все наклейки выпускаются в одинаковом количестве. Но до сих пор подозрения такие есть. Интересный случай. Как-то футболист из Коста-Рики Хоэль Кэмпбелл купил 100 пакетиков и не нашёл там стикера с собой.
А вот другой футболист Марио Баллотелли учудил следующее. Как-то налепил стикеры с собой на места всех футболистов сборной Италии. Такая забава обошлась ему в 1500 фунтов.
Визитной карточкой Panini всегда были и остаются футбольные коллекции. Но, конечно, многие дети из 90-х помнят и другие – посвященные известным фильмам и мультикам. Помните, с каким чувством открывали очередной пакетик с наклейками и кайфовали, если не обнаруживали парных стикеров?
Перечислю, какие коллекции были у меня – «Король-лев», «Аладдин», «Черепашки-ниндзя» (там был еще огромный постер с серебристыми наклейками) и «Дональд Дак». Помню, что у других сверстников часто водились коллекции «Мортал Комбат», «Человек-паук», «История игрушек», «Русалочка» и др. Мы обменивались парными стикерами, соревновались в полноте коллекции. Но на моей памяти никто из нас не смог собрать какую-то коллекцию целиком. Может, среди вас были такие счастливчики? Делитесь воспоминаниями. Пишите, увлекались ли вы стикерами Panini и какие коллекции были в вашем топе.