На склоне «волшебной» горы, заросшей таким же «волшебным» лесом, много лет назад, говорят, что случилось это в 1358 году, там, где монах Ованес Себастаци увидел огненный крест, был построен монастырь Сурб-Хач! Кажется совсем рядом с городком Старым Крымом, а сюда попадаешь как в другой мир…
Сурб-Хач встречал дождём, голубое небо, на котором всего несколько минут назад сияло солнце, резко потемнело, солнце исчезло за почти чёрными облаками, и хлынул ливень с небольшими градинками, которые долбили по лобовому стеклу...
«Лишь бы градинки не увеличились!»
А извилистая узкая дорога вела вверх, освещаемая фарами встречных машин, которые неожиданно выныривали из плотной пелены дождя…
«У меня есть зонтик, правда при таком дожде он вряд ли поможет!»
Дорога неожиданно закончилась, так же как и дождь, пока ставил машину, он еще был непроницаем, и вдруг в одну секунду всё стихло, только капли, падающие с зеленых листьев, напоминали о непогоде, бушевавшей на склоне горы…
Монастырь в тени зеленых деревьев был ещё скрыт от глаз, когда словно из земли передо мной выросли красные каменные плиты с искусно вырезанными крестами – Хачкары, в переводе они именно это и обозначают – Каменные Кресты. Тонкие узоры на камне завораживали и не давали пройти мимо. Ни одного заметного глазу скола… Сколько надо было резчику потратить времени и труда на такое чудо?
Монастырь был чуть выше по склону. Холодная серая каменная громада нависала над всяким в него вошедшим, голые ровные стены уносились ввысь к еще темному после дождя небу, скрывая купол главного храма.
«Что ждёт внутри?...»
Первый маленький колодец, образованный сомкнувшимися со всех сторон стенами вывел в большой колодец, где на возвышении стоял главный Храм, построенный в далёком и не совсем понимаемом нами сейчас 1358 году. Храм… Я писал несколько лет назад о путешествии по Армении и о нескольких монастырях, поэтому, попав в Сурб-Хач, не был удивлен его особенной красотой, граничащей с крайним аскетизмом. Неровные каменные плиты под ногами носили на себе отметины от резца мастеров, оставившие на них уже почти стёртые изображения крестов, здесь под ногами, захоронены очень немногие, кому была предоставлена эта высокая честь. Небольшие окна почти под потолком проливали тусклый свет от затянутого тучами неба только на алтарь, а остальная часть храма была бы погружена в полную темноту, если бы не многочисленные горевшие свечи.
Лик Спасителя неожиданно возник, когда я почти подошёл к нему, прямой темный взор его глаз, казалось, упёрся в меня, говорят, что это один из трёх списков с полотнища, которым было накрыто лицо Иисуса после смерти, которое сохранило его изображение, и что его глаза кажутся ещё либо закрытыми, либо наполненными слезами. Увидев его взор, я отступил на несколько шагов, и его глаза будто скрылись за пеленой.
Вдруг храм ярко осветился от неожиданно проникшего в окна солнечного света, заиграл яркими красками и изменил настроение. Как будто стены раздвинулись, а и без того высокий потолок с возвышающимся над ним куполом поднялся ещё выше к небу. И даже строгий Лик Иисуса улыбнулся...
Из полумрака Храма к яркому крымскому солнцу, которое уже полностью вынырнуло из-за чёрных туч, разогнало их и засияло на синем небе. Лёгкий пар поднимался от мокрых после дождя камней под ногами, а ещё не высохшие капли дождя засверкали на солнце как драгоценные кристаллы. Жаркие лучи окончательно вытесняли хмурую хандру и разгоняли грусть, навеянную недавним дождём! И даже нависшие над головой стены уже не были такими мрачными!!!
За воротами монастыря от солнца надо уже было прятаться, оно было везде, высокие серые стены уже не создавали тени, а сам монастырь преобразился и засиял совсем другими красками. Так бы и смотрел...
Но где-то рядом в лесу были развалины ещё одного монастыря - Сурб-Стефанос.
Сухая листва, покрывшая толстым слоем дорогу, извилисто уходящую вверх по склону, под темными сводами деревьев, листва, в которой ноги иногда проваливались до колен, и постоянные шорохи по обеим сторонам дороги не остановили меня, а вот появившаяся на дороге, чтобы переползти на другую сторону, чёрненькая змейка, неопределенного вида, показалась далеко не самой прекрасной компанией для одинокого странника, и остановила мой пыл… Ведь другие шорохи могли быть совсем не теми аккуратными ящерками, которых я представлял в своём воображении…
Поеду я лучше в Феодосию!🙂
#монастырь #монастырироссии #крым.путешествие #походыпокрыму #путешествиепокрыму #путеводительпокрыму #фототурыпокрыму