Древний промысел камнетёсов здесь начинают постепенно возрождать
В то время как пессимисты сетуют, что санкциями россиянам все пути к отдыху перекрыли, оптимисты пакуют чемоданы. Кругом же столько захватывающе красивых мест, до которых рукой подать, каких-нибудь 300 вёрст проехать. Так мы очутились в Старице, старинном городке Тверской губернии, примостившемся по обе стороны Волги, со множеством церквей и насчитывающим уже 725 лет.
Город зажиточных купцов
Раньше на перекладных лошадях от Сергиевского Посада до Старицы нужно было добираться 3-4 дня. Скорость сильно зависела от качества дорог и лояльности станционных смотрителей, которые меняли на переправе коней. Современным путешественникам нереально повезло, так как до Твери проложили пусть платное, но скоростное шоссе, по которому до городка можно домчать всего за три часа.
А вот о постое лучше позаботиться заранее, отелей тут практически нет, видимо, спрос невелик. Большинство туристов предпочитают останавливаться на ночёвку в Твери, до которой всего 70 километров. Так что нам чудом удалось в выходные забронировать пару номеров в особняке на улице Карла Маркса.
Да, да, топонимика Старицы оригинальными названиями не отличается. Как в большинстве городов, здесь есть улицы Ленина, Мира, Строителей, Станционная. Советский период даром не прошёл, оставил свой отпечаток. Но в остальном тут сохранилась самобытная архитектура и атмосфера провинциального уездного городка. И это касается не только церквей и монастырей, в Старице можно увидеть много старинных домов, которые поддерживаются стараниями хозяев в первозданном виде. Во дворах до сих пор остались полукруглые каменные въездные ворота. Понятно, что жили тут когда-то зажиточные купцы.
Под перезвон колоколов и кузниц
В истории этого небольшого и, казалось, неприметного городка много громких имён.
Царь Иван Грозный сделал Старицу своей временной ставкой во время Ливонской войны. Историки допускают, что здесь, под крепостным валом, могла быть запрятана его знаменитая библиотека
Своего рассвета город достиг в XVIII веке при правлении Екатерины II. Он стал крупным торговым центром с развитыми ремёслами. Здесь велась оптовая торговля хлебом, лесом, пенькой, развивались кузнечное, сапожное, гончарное и другие ремёсла.
Особенно ценилась работа местных кузнецов. Они делали серпы, косы, подковы, медные изделия, оковку тарантасов и карет. Говорят, звон от наковален стоял такой, что заглушал звук колокольни. У подножия холма, на котором находится старое городище, до сих пор сохранились шесть старинных кузниц из белого камня, а тогда их было пятьдесят. На одной из них можно увидеть дату — 1798 год.
Кстати, местные уверяют, что тот самый белый камень, прозванный «старицким мрамором», из которого сделаны кузни и многие дома, послужил и материалом для белокаменных палат Московского Кремля. По Волге, Оке, Клязьме, Москве-реке и Селигерскому пути камень везли по всей Руси.
Удивительно, но два раза традиция добычи прерывалась — один раз при Иване Грозном, другой раз — при Сталине. Мастера жёстко истреблялись, но если при Иване Грозном в Старицу сразу же завезли древнерусских «шахтёров» из других краёв, при Сталине каменоломни были просто засыпаны.
Сейчас промысел постепенно возрождается, старичане заново осваивают навыки камнерезов. Правда, разработан пока только один карьер, а добытый известняк используют в основном для отделочных и реставрационных работ, так как строить из него — удовольствие дорогое.
Церковь в три престола
Кузницы располагались в непосредственной близости от храмового комплекса Рождества Богородицы, более известного как церковь Параскевы Пятницы, покровительницы торговли. Потрясающей красоты архитектурное сооружение уникально, имеет три престола — Пресвятой Богородицы (1750 г.), Ниловский (1805 г.) и Параскевы Пятницы (1825 г.). Авторы на редкость органично соединили в единое целое разновременные постройки, в декоре которых сочетаются мотивы позднего классицизма и барокко.
Храм возвели на ярмарочной площади почти впритык с торговыми рядами. Такое тесное соседство было крайне неудобно, шум от торговли сильно мешал проведению служб. Духовенство хоть и ворчало, но мирилось с неизбежным и даже разрешало торговцам хранить в опорной стене храма товары, о чём свидетельствуют ниши в проёмах между колоннами.
Многие годы комплекс стоял в запустении, не развалился благодаря тому же старицкому камню, который хоть местами и почернел, но до сих пор смотрится эпично. Храм постепенно пытаются реставрировать, временно настелили деревянные полы, отчего святыня приобрела непривычный для церкви смешанный с ладаном хвойный запах. Аура у храма и сейчас замечательная, в углу престола Параскевы примостилась украшенная лампочками живая ель, со стен проступивших фресок на нас взирали грустные лики святых. Из всех культовых сооружений Старицы в порядок привели только Успенский монастырь. Лучший вид на него открывается с холма городища. Идти до обители придётся по мосту — ещё одной визитной карточке города. Его арки смотрятся красиво как со стороны городища, с древних валов, так и от стен Успенского монастыря.
К Пушкину в Берново
В Старице туристам предлагают к осмотру несколько музеев. Самые популярные — краеведческий, русской печи, и фарфора, который находится в здании нашего отеля-особняка.
Однако мы, не тратя время, поехали в Берново, где в усадьбе Вульфов разместился Пушкинский музей
Добираться туда 50 минут по напрочь разбитой трассе, как бы колёса не потерять. Как нам потом рассказали, ехать в усадьбу лучше от Торжка, но из Старицы это были бы ещё лишние 100 км.
Выставочные залы занимают каменный особняк XVIII века, в котором жили супруги Вульф — друзья поэта. Что ценно — усадьба сохранилась в первозданном виде. Музей открылся здесь в 1971 году. Экспозиция посвящена жизни и творчеству Александра Сергеевича. В Бернове Пушкин гостил несколько раз, здесь он написал некоторые главы «Евгения Онегина». Вульфы всячески привечали известного поэта, специально для него готовили блюдце с клюквой в сахаре, которую он очень любил. У самого же стихотворца был в усадьбе амурный интерес — одна из дочерей Вульфов, Анна, которую в семье любовно звали Нетти. «Нежная, томная, истерическая, потолстевшая Netty здесь... Вот уже третий день, как я в неё влюблён...» — напишет поэт своего другу.
В парке вдоль пруда установлено несколько памятников Пушкину и обозначено его любимое место, где росли посаженные им сосны. Каждое первое воскресенье июля в музее отмечается день поэзии, на который приглашаются жители близлежащих деревень и городов.
Оксана ПЕРЕВОЗНИКОВА
Фото автора